Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

(дыхательную) функцию тела, буду я выдыхать, — так

упражняется он.

'И подобно тому, о монахи, как искусный токарь, если он долго точит дерево,

знает: я долго точу дерево; если он быстро точит дерево, знает: я быстро точу

дерево, — точно так же, о монахи, знает тогда монах; если он делает долгий вдох,

знает он: я делаю долгий вдох; если он делает долгий выдох, знает он: я делаю

долгий выдох'.

[Практические советы:]

'Так пребывает он внутри тела (дыхания) в созерцании тела; или пребывает он

снаружи в теле; или пребывает он внутри и снаружи (попеременно) в теле в

созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая

вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи (попеременно) в их

возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. 'Вот тело!' — так его

внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, пока служит

внимательности. Независимый живет он, и ни к чему в мире он не привязан.

Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела.

[Четыре положения тела:]

'И далее, о монахи, когда идет, знает монах: я иду; когда стоит, знает монах:

я стою; когда сидит, знает монах: я сижу; когда лежит, знает монах: я лежу. И

каково всегда положение его тела, это в точности знает он.

Так пребывает он внутри собственного тела в созерцании тела; или пребывает он

снаружи в теле (другого человека) в созерцании тела; или пребывает он внутри и

снаружи в теле в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он

в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их

возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. 'Вот тело' — так его внимание

устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, служит внимательности.

Независимым живет он, и ни к чему в мире он не привязан.

Так, о монахи, находясь в теле, пребывает монах в созерцании тела'.

[Осознавание:]

'И далее, о монахи: вот монах идет и возвращается, ясно осознавая то, что

делает; смотрит прямо и в сторону, ясно осознавая то, что делает; сгибается и

вытягивается, ясно осознавая то, что делает; носит одежду и чашу, ясно осознавая

то, что делает; если пьет, жует и пробует, ясно осознает то, что делает;

освобождается от нечистот и мочи, ясно осознавая то, что делает; ходит, стоит,

сидит, засыпает, пробуждается, читает и молчит, ясно осознавая то, что делает.

Так пребывает он внутри тела в созерцании тела; или пребывает он снаружи тела

в созерцании тела; или пребывает он внутри и снаружи тела в созерцании тела.

Созерцая вещи в их возникновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их

исчезновении, пребывает он в теле; созерцая вещи в их возникновении и

исчезновении, пребывает он в теле. 'Вот тело!' — так его внимание устремлено к

настоящему, только пока служит познанию, служит внимательности. Независимым

живет он, и ни к чему в мире он не привязан. Так, о монахи, находясь в теле,

пребывает монах в созерцании тела'.

[Об отвращении к телу:]

'И далее, о монахи, вот созерцает монах это тело от подошв вверх и от

кончиков волос вниз; это тело, обтянутое кожей и наполненное всевозможными

нечистотами. В этом теле есть волосы на голове, волосы на теле, зубы, кожа,

мясо, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма,

селезенка, кишки, желудок, кал, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы,

слюна, носовая слизь, суставная жидкость, моча.

И вот, о монахи, подобно тому, как если бы открытая с двух сторон корзина

была бы наполнена разными зернами, как стручковым рисом с гор и с равнины,

бобами мугга и маса, зернами кунжута и зернами риса. Тогда мог бы человек с

хорошим зрением открыть ее и рассмотреть: 'Вот это — стручковый рис с гор и с

равнины, это бобы мугга и маса, это зерна кунжута, это рис. Точно так же, о

монахи, созерцает монах это самое тело от подошв вверх и от кончиков волос вниз,

обтянутое кожей, наполненное всевозможными нечистотами: 'В этом теле волосы на

голове, моча...' Так, находясь внутри тела, пребывает он в созерцании тела; или

находясь снаружи тела, пребывает он в созерцании тела; или находясь внутри и

снаружи тела, пребывает он в созерцании тела. Созерцая вещи в их возникновении,

пребывает он в теле; созерцая вещи в их исчезновении, пребывает он в теле;

созерцая вещи в их возникновении и исчезновении, пребывает он в теле. 'Вот тело'

— так его внимание устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию,

служит внимательности.