Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

купеческого рода, или шудра?' И когда бы спросили его так он

ответил бы: 'Я не знаю.' И тогда бы сказали ему: 'Прекрасно, дорогой друг, но

как имя той прекраснейшей из жён, которую ты любишь, к которой влечёшься

страстью, полна она или худощава, смугла или бледна, в каком селении или городе

она проживает?' И когда бы его спросили так, он ответил бы: 'Не знаю.' И тогда

бы сказали ему: 'Как так, добрый друг, ты любишь ту, ты жаждешь той, кого ты

вовсе не знаешь и никогда не видел?' И он должен был бы признаться: 'Да это

так.' Как ты полагаешь теперь, Васеттха, не следует ли признать, что слова того

человека — речь безумца?' — 'Поистине, Готама, следует признать, что слова того

человека — речь безумца.'

20. 'Так же, Васеттха, не может быть такого порядка вещей, что бы брахманы,

глубоко погружённые в познание Трёх Вед, могли указать путь к единению с тем,

чего они не знают, чего никогда не видели.

21-24. Далее, Васеттха, если бы эта река Агиравати, переполнилась даже до

краёв, разлилась бы, и вот человек, имеющий на том берегу дело, пришёл бы и

желал перейти; и вот он, стоя на этом берегу, звал бы к себе другой берег,

говорил: 'О, придвинься тот берег, подойди ко мне!' — Как ты полагаешь,

Васеттха, — разве тот берег реки Агиравати, ради возваний и мольбы, надежды и

восхвалений того человека, предвинулся бы к нему?' — 'Разумеется нет, Готама!'

25. 'Совершенно также, Васеттха, и брахманы, глубоко погружённые в познание

Трёх Вед, забыв добродетели, которые воистину ведут человека к брахманству, и

приняв за добродетель то, что отделяет человека от брахманства восклицают:

'Индру мы призываем, Сому мы призываем, Варуну мы призываем, Исаку мы призываем,

Брахму мы призываем, Махидхи мы призываем, Яму мы призываем! — И верно,

Васеттха! — что бы те брахманы, глубоко погружённые в познание Трёх Вед, упуская

добрые обычаи, ведущие человека к брахманству, и предпочитающие обычаи

отделяющие человека от истинного брахманства, что бы они ради их молений,

надежды и словословий, могли бы по смерти, разрушится тело, соединится с

Брахмой, — такого порядка вещей не может быть.

26. Так же, Васеттха, как если бы река Агиравати переполнилась бы даже до

краёв, и пришёл бы человек имеющий дело на том берегу, и стоя на этом берегу,

был бы крепко связан, с руками за спину узлами, как ты полагаешь, Васеттха, —

мог ли бы он перейти с этого берега реки Агиравати на тот?' — ' Разумеется нет,

Готама.'

27. 'Подобно тому, Васеттха, есть пять вещей ведущих к вожделению, именуемых

в Учении Благородного 'цепью' и 'узами'. И каковы же те пять? — Формы

воспринимаемые оком, желаемые, приятные, привлекательные, милые, им же

сопутствует похоть и возбуждают они влечение; так же и звуки воспринимаемые

слухом; так же и запахи воспринимаемые обонянием; так же и вкус воспринимаемый

языком; так же и ощущаемое воспринимаемое прикосновением. Таковы пять вещей,

располагающих к страсти, называемых в Учении Благородного 'цепью' и 'узами', и

ими брахманы глубоко погружённые в познание Трёх Вед, связаны, обольщены, жаждут

их, не видя в них опасности, не видя их тщетности, радуются им.

28. И верно, Васеттха! — что бы брахманы, глубоко погружённые в познание Трёх

Вед, но не ведающие того, что одно только освещает дух брахмана, и отныне в том,

что отделяет человека от духовности, привязанные к тем пяти вещам, источникам

страсти, побеждаемые ими, жадные до них, не видящие в них опасности, не знающие

их мимолётности, счастливые ими — что бы те брахманы могли по смерти, когда

разрушится тело, соединится с Брахмой, — не может быть такого порядка вещей.

29. И вот, Васеттха, если бы эта река Агиравати переполнилась до краёв и даже

разлилась бы, и человек имея надобности на том берегу, пришёл бы что бы перейти,

и закрылся бы даже с головой, и лёг бы на берегу и заснул. Как ты думаешь,

Васеттха, — мог бы тот спящий перейти с этого берега на тот?' — 'Разумеется нет,

Готама.'

30. 'Подобно тому, Васеттха, есть пять препятствий и названы они в Учении

Благородного 'покрывалами', и названы 'преградами'. И названы 'затемнениями', и

названы 'заблуждениями'. Каковы же те пять? — Преграда сладострастных желаний,

преграда злобы, преграда лености и нерадивости, преграда неуверенности. Вот те

пять преград, Васеттха, названных в Учении Благородного 'покрывалами', названных

'преградами', названных 'затемнениями' и названных 'заблуждениями'.

31. И теми пятью преградами окружены, Васеттха, брахманы глубоко