Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

"христианство - единственная в мире религия, имеющая непостижимую догматику"189. Встреча с тайной не повод к тому, чтобы закрыть на нее глаза или отвернуться от нее или же отрицать ее. Противоречие надо принять как противоречие. Непостижимость - в качестве именно непостижимого. "Лучше недоумевающим молчать и веровать, нежели не верить по причине недоумения", - советовал св. Афанасий Великий190.

Христианская мысль крайне осторожна в своих суждениях о Боге. Язык богословия - неизбежно и сознательно притчевый: как персонаж притчи лишь одной своей чертой сходствует с тем, кому притча адресована ("будьте как голуби" не стоит воспринимать как призыв отращивать перья), так и в богословии - если о Боге сказано, что Он - Личность, не следует сразу на Него переносить все те черты, которые мы связываем с человеческими личностями (прежде всего - противопоставленность, разделенность и ограниченность). В Троице "нет ни единого в смысле Савеллиевом, ни трех в смысле нынешнего лукавого разделения";191 Лица Божества "и единичнее вовсе разделенных и множественнее совершенно единичных"192; в Троице "единение и различение непостижимы и неизреченны"193. Троичность оказывается за пределами человеческого опыта моноипостасности человека.

Профессор православного богословия в Оксфорде - епископ Константинопольского Патриархата (и этнический англичанин) Каллист (Уэр; Ware) справедливо сказал: "Бог не является личностью - точнее, тремя личностями - в том же смысле, в каком личностями являемся мы. Однако это утверждение означает не то, что Бог менее личностен, чем мы, но, наоборот, что Он бесконечно более личностен"194.

Неизбежная противоречивость наших представлений о Боге православную мысль скорее радует: ведь Бог - это не мы, и потому было бы странно, если бы Его взгляд был бы всегда тождественен нашим представлениям. Противоречия здесь не разрушительны, а созидательны. Их наличие есть признак того, что мы прикоснулись к "антиномистической трансцрациональности бытия"195. Это здесь мы живем в мире "или-или". Или один или три. Или присутствие или остутствие. Но, по небезосновательной мысли С. Франка, "категориальное отношение либо-либо не имеет силы в отношении непостижимого. Непостижимое вообще лежит по ту сторону категорий тождества и инаковости и выразимо лишь в антиномистическом единстве того и другого"196.

Перелагая такую философию в поэзию, Владимир Соловьев197 смог так сказать о Боге:

Едино, цельно, неделимо

Полно созданья своего,

Над ним и в нем невозмутимо