Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

серьезном отношении к себе - потом.

Теософы уверяют, что человек призван найти "себя, своего скрытого Бога"13. "Бог, или Ом, есть Высшая Личность в вашей внутренней сущности"14. По мнению Блаватской "прекрасно выразился Эмерсон: "Я - несовершенство, поклоняюсь своему собственному совершенству"15. По правилам теософского лексикона, Ангела-Хранителя "следует понимать не как какое-то отдельное Существо из высших сфер, но как наш собственный дух"16, а "Христос есть наше очищенное и высшее Я"17.

"Молитесь, чтобы Бог, который внутри вас, помог вам хранить чистоту"18. "Все исцеления возможны тогда, когда болящий воспрянет духом или уверует в исцелителя, иначе говоря, если он настолько поднимет вибрации своей сердечной энергии, что она сможет принять магнетический поток, идущий от целителя. В этом смысле нужно понять речение, что "Сын человеческий имеет власть прощать грехи""19. "Не введи нас во искушение - в этих словах молитвы подразумевается обращение слабого духа к своему Руководителю, или к высшему Я, чтобы Он или оно удержало его от проступка"20.

Итак, я должен просить самого себя и об укреплении в искушениях, и о прощении моих грехов, и об исцелении... Религиозная жизнь становится бесконечным романом с самим собой. Студенты психфака МГУ в 70-х годах ставили диагноз шизофрении словами из популярной тогда песенки: "Тихо сам с собою я веду беседу"...

В свое высшее "Я" я должен уверовать, ему я должен служить, в нем находить отраду и утешение, и от себя же самого, единственного, горячо и оккультно любимого, я должен ждать и прощения грехов: человек, ощутивший себя Христом, может "простить самому себе за грехи, содеянные против самого себя; и прощение это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я"e.

О мере логичности этого тезиса теософов мы поговорим позже. Пока же отметим одно: это тезис оккультизма, но не тезис христианства. Хотя теософы свое самообожествление желают представить в виде исконно христианского учения.

Это вынуждает нас прежде всего представить те суждения раннехристианской богословской традиции, которые рассматривали вопрос о соотношении Божества и человека.

Да, по христианскому воззрению человек есть образ Божий. Но, по постоянному разъяснению Отцов, образ есть отпечаток одной природы в другой природе.

Языческая мысль слишком поспешно уравняла нематериальность и божественность. Герой цицеронова "Сна Сципиона" наставляет: "Да, дерзай и запомни: не ты смертен, а твое тело. Ибо ты не то, что передает