Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

(Точное изложение православной веры, I,8).

В этом случае ипостась оказывается признаком, по которому можно отличить одно Лицо от другого; но не само лицо. Но здесь-то и происходит нечто значимое для истории философии: начинается сближение слов ипостась и просопон. "Ипостасью же, т. е. лицом, называют самостоятельное существование каждой природы или, так сказать, описание, составленное из таких особенностей, которыми различаются между собой предметы одной и той же природы, индивиды" (Иоанн Дамаскин О ересях, 83).

Ведь ипостась теперь означает те черты, которые узнаются взглядом со стороны, то есть нечто внешнее: "усиа - сокровенное и исконное; ипостась - явленное и познаваемое" (Лосев о системе св. Василия)64. А эти, извне отличимые признаки раньше и выражались с помощью термина "просопон". Теперь же для этого подходит и слово ипостась. Два термина слилсь в своих обозначениях. Язык стал беднее? Нет - в итоге каждое из этих слов вобрало в себя прежние значения своего вновь обретенного синонима.

Дело в том, что слово просопон уже имело конкретный смысл "лица". Теперь же оказалось, что лицо это не просто некая внешняя маска, но и ипостась - то, на что эта маска налагается. В антропологии появилась глубина: под личностью стало пониматься не только то, что пред-стоит, но и то, что под-стоит (таков смысл слова ипостась и его латинской кальки - субстанция: под-стоящее, под-лежащее). Два Григория (Богослов и Нисский) отождествили просопон и ипостась. "В итоге понятие лица получило онтологическую нагруженность, которой ей раньше не хватало метафизическое обоснование, а термин ипостась наполнился персоналистическим содержанием"65.

Поначалу ипостась понимается как подлежащее в смысле - то, что несет те или иные свойства и признаки. Но постепенно акцент смещается на подлежащее в смысле субъекта действия (подлежащее-сказуемое). Теперь "ипостасные признаки" уже не отождествляются с ипостасьюu, а лишь указуют на ее присутствие. "Характеристические свойства, это - акциденции, характеризующие ипостась" (Иоанн Дамаскин. Диалектика, 30). "Ипостасные особенности не суть ипостась, но они характеризуют ипостась" (св. Григорий Палама. Письмо к Даниилу Энийскому)66. В этом случае "Ипостась описывается разделяющими свойствами, но не они образуют ипостась. Можно сказать, ипостась есть образ существования, но это не есть индивидуализирующий признак"67.

Более того, эти "характеристики" утрачивают свой содержательно-описательный характер и превращаются в имена "Ипостась