Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

то, что ощущаю именно я, вижу именно я и это ощущение - мое.

oo Но эта очевидность ушла из атеистической философии современности. У Камю "тошнота" одолевает Рокантена потому, что его восприятие как раз "замыкает" человека на ощущении самой непосредственной, навязчивой реальности вещей как таковых, за которой уже нет никакого второго плана. Именно нигилизм, отрицание метафизичиского пласта - смысла и целеполагания - вызывает тошноту. Есть корни, есть скамейка - но зачем они есть? И есть ли что-то, кроме них?

pp Не нужно удивляться, что для выражения персоналистической интуиции патристической мысли я прибег к цитатам из позднейших авторов. Интуиция - она и есть интуиция. Ей могут потребоваться столетия, чтобы найти надлежащие слова. Святые отцы - даже каппадокийцы - ощутив тайну личности, не смогли дать ей единого и полного определения. С. Верховской с некоторой долей несправедливости пишет об этом: "Леонтий Византийский и св. Иоанн Дамаскин много писали о личности, но они развивали свое учение в перспективе греческой философии, которая скорее портила, чем помогала в этом вопросе" (Верховской С. Бог и человек. Учение о Боге и Богопознании в свете православия. Нью-Йорк, 1956, с. 279). Некоторая несправедливость этого суждения в том, что никакой иной философии, кроме как греческой, и невозможно было использовать древним христианским мыслителям - просто потому, что иной философии в Западном мире еще и не существовало. Тем не менее, говоря словами опять же С. Верховского, "Несмотря на недостаточную законченность отеческого учения о личности, если мы соберем все, что отцы писали об этом предмете, то в целом мы получим глубокое и правильное учение" (там же).

qq Естественно, это не значит, что Бог ежесекундно отменяет законы созданного Им мира, а человек всегда действует свободно, неизменно избегая давления психологических законов. Чудо - редкость. Но даже редкое должно быть учтено философией, и модель, предложенная ею, должна оставлять место для подобного рода раритетов.

rr Causa sui (лат.) букв. "причина себя"; нахождение причины в самом объекте.

ss Правда, это все равно не определение, поскольку оно все же пытается через качества, через "акциденции" уточнить "субстанцию". Но можно дать и экстенсивное определение: личность есть та субстанция, которая оформляет вокруг себя действия разумной и свободной природы (Божественной, или ангельской, или человеческой).

tt Еще один шаг вперед, сделанный св. Григорием по сравнению со св. Василием: у Василия ипостасные признаки все же