Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

прояснить для себя, что уравнения типа "личность есть вот это" всегда поверхностны, всегда редуцируют тайну личности к какой-то вещности. Но для Фихте (и, кстати, для воспитанного на немецкой романтике Хомякова) личность есть воля.

sss "В Евангелии от Иоанна (Гл.1:18) читаем: "Бога не видел никто никогда". Именно эти слова дают нам основание понять, что по самой своей природе Бог не может быть видим, то есть, не может быть личностью" (Кулакова Е., Владимиров В. О нашей победе. Не позволим чернить светлые имена! // Свет Утренней Звезды, N 2, 14 января 1998 г., Новокузнецк). Личность вообще невидима. Видимо лишь то, что она как субстанция, ипостась, "несет" на себе, проявляя свою жизнь вовне. Отсюда - классическая в философии проблема чужой одушевленности: мой собеседник ведь видит не "меня". Он видит лишь частички моего трупа: верхние слои моей кожи, которые уже мертвы. Как от этого видимого он сможет заключить к невидимому - к наличию моей личности?

ttt "Лишь представление Бога как Непознаваемого Принципа может ответить всем запросам и пояснить многие недоумения" (Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с 70).

uuu цит. по: Боголюбов Н. Теизм и пантеизм. с. 302. Эти слова Бруно надо сопоставить с такими, например, словами ап. Павла: "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2,11) и затем с категорическим заявлением Л. Дмитриевой о том, что в прошлом перевоплощении "Дж. Бруно был апостолом Павлом" (Дмитриева Л. Карма в свете "Тайной Доктрины" Е. П. Блаватской и Агни Йоги Рерихов. Беседа 22. с. 292). Кстати, перед этим апостол Павел, оказывается, успел еще перевоплотиться в Фому Кемпийского, а затем, в XIX столетии, он стал оккультным "учителем Илларионом" (Рерих Е. И. Письмо А. Асееву от 11.3.51 // Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. Оккультизм и Йога". Летопись сотрудничества. Т. 1. М., 1996, с. 360).

vvv В синодальном переводе: "где же построите вы дом для Меня".

www Werden ohne Sein (нем.) "становление без бытия".

xxx Знаменитый греческий миф об Афине, рождающейся из головы Зевса, открывает не столько "бесстрастность", сколько неосведомленность античных богов. Афина рождается из головы Зевса оттого, что Зевс перед этим съел свою собственную супругу - богиню мудрости Метиду, уже беременную Афиной, и съел именно для того, "дабы она сообщала ему что зло и что благо" (Гесиод. Теогония, 900). Боги сами не знают различения добра и зла и должны этому учиться.

yyy "Теизм подчеркивает полную независимость и самодостаточность Бога. Пантеизм утверждает тождество Бога и вселенной. Бог представляется как универсальное присутствие, но не представляется