Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

"Три Лица одной Природы" и "Одно Лицо Богочеловека Христа" остались неизменными. Но уже в XIX веке их понимание обретает новый оттенок, который не был ясно прописан в святоотеческих текстах.

Почти синонимом слова "личность" (точнее говоря, указателем на ее присутствие, то, по наличию чего опознается именно личностное бытие или, если вспомнить патристическое понимание ипостаси - ипостасью ипостаси) оказывается "самосознание".

"Личность заключается не в границах бытия, не в сформированности, ограничивающей известное существо и отделяющей его от других существ, а в чем-то другом. Это нечто - есть не что иное как самообладание, - частнее, самосознание, соединенное с самоопределением и самоощущением"90. Даже крупнейший знаток церковных древностей профессор В. В. Болотов склонен к такому определениюbb.

В начале ХХ века определение личности через самосознание уже общепринято в богословских публикациях: "Троица - на философском языке нашего времени это значит: Бог есть абсолютная духовная субстанция, которую три отдельных самосознания сознают как свою...Смыслу слова ипостась вполне соответствует наше понятие самосознание"91. "Ипостась есть духовная личность, единое самосознающее я"92. "Главнейшим признаком личного бытия является сознание, или, лучше сказать, самосознание... Существо самоопределяющееся, действующее по своим собственным мотивам есть личность"93.

Так и у современных богословов: "Св. Григорий Нисский, постоянно отождествляя "лицо" и "ипостась", всегда соотносит данное понятие с существами разумными и духовными, т.е. обладающими самосознанием. Тем самым он вплотную приближается в современному понятию "личности" (="центр сознания")"94.

Как известно, богословская (софиологическая) система прот. Сергия Булгакова не была принята Церковью. И тем не менее по вопросу о том, какое значение приписать слову "личность" расхождения у Булгакова и его критиков не было. Вот позиция о. Сергия: "Отношения, так же как и личные признаки (notiones) не суть личности и не равны личностям. Личность есть прежде всего и после всего самосознающее, самополагающееся Я, которое только и может иметь индивидуальные черты или вообще признаки. Но сами по себе признаки, сколь бы они ни были реальны в силу своего бытия в Абсолютном, не становятся личностями, Я, если ему не было места в Абсолютном"95. "Природа всякого духа состоит в нераздельном соединении самосознания и самобытности или самоосновности, ипостаси и природы"96.

В официальном документе нашей Церкви