Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

богословие - то есть усмотреть Божество в Его абсолютной непостижимости - мы должны признать Его абсолютную же инаковость по отношению к миру, то есть все же - отличить Бога и мир, а не слить их воединоyyy. А поскольку привычки и трудности нашей мысли принадлежат к "миру сему" - то и их надо уметь не навязывать Богу.

Если нам трудно понять, как Абсолютное сознание, создавшее все, может тем не менее допустить инаковость и свободу от Себя в этом "всем" или в его частях - то это трудность нашего сознания, "частного". Различение я и не-я как ограничение - это граница в которую упирается наше мышление об абсолютном, но не граница для самого Абсолютного Сознания. Не надо наши невозможности и затруднения переносить на Бога. Это как раз самый дурной антропоморфизм.

"Но личность как я, как такое или иное существо, говорят пантеисты, необходимо предполагает - не я, другие вне нее находящиеся существа, следовательно, она должна быть ограничена. - Нисколько. Эти черты личности списаны с личностей конечных и условных. Но что можно сказать об этих личностях, как конечных и условных, того, без сомнения, никакого нет основания переносить на Личность бесконечную и безусловную. Личность конечная потому необходимо предполагает вне себя другие личные или безличные существа, что она условна, что ее жизнь, ее развитие стоят в необходимой связи с окружающей ее действительностью. Личность же безусловная ни в чем стороннем не нуждается, ни от чего стороннего не зависит, имея жизнь в Себе самой, и потому она не предполагаете необходимо вне себя существ, которые бы нужны были для Ее поддержания, и вместе ограничивали бы Ее. - А мир, взывают пантеисты, который вы отличаете от Бога, и ставите вне Его? Так, мир отличен от Бога, и Бог отличает Себя от Mиpа, но мы не думаем, чтобы мир, получивши свое бытие от Бога, был ограничением Его самобытной природы и независимой ни от каких условий Его жизни. Если Бог, не вследствие какой либо необходимости, а по любви своей и благости, дал бытие мру, без всякаго умаления и ущерба своей безконечной природы, то Он мог и поставить мир в такое к Себе отношение, в котором мир не может служить для Него каким-либо ограничением, хотя это отношение должно быть тайною для человека"219.

Итак, христианство утверждает нечто о Боге потому, что хуже будет это отрицать. Узреть в Боге Благо лучше, чем просто бросить "Бог есть ничто" и начать контактировать с духами. Мы говорим, что Бог обладает свойством мышления потому, что сказать обратное ("Бог не мыслит") - значит