Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

Бог Един, то предмет своей любви Он может найти лишь за пределами Своей собственной жизни - и вот эти пределы Он на Себя налагает, чтобы создать "за-предельный" мир как объект Своей любви. Чтобы Его Единство не стало Одиночеством - Бог создает мир как предмет Своей любви... Так мыслит романтическая околобогословская публицистика.

Но христианский Бог хоть и Один, все же не Одинок в Себеdddd. Еще св. Григорий Богослов понял связь между евангельским возвещением о Боге как о Любви и догматом Троичности: если бы Божество было не Троицей, а Одним - это "показывало бы нелюбообщительность"228. С той поры христианская мысль постоянно возвращалась к этому сюжету. "Условием совершенства одной личности является общение с другой... нет ничего более славного, чем желать не иметь ничего, что бы ты не желал бы разделить [со мной]" (Ришар Сен-Викторский. О Троице 3,6). А поэтому если Бог есть любовь, невозможно помыслить, что Он есть только одна личность, любящая Себя Самое. Он - по крайней мере, две личности, Отец и Сын, любящие друг друга.

Для Ришара Сен-Викторского из того, что Бог есть любовь Троичность (превосходящая двоичность любящего и любимого) следует таким образом: для Любви нужен любящий и любимый. Но если один любит другого, а во взаимной любви этот другой любит первого, то... их любовь направлена в разные стороны. У них, оказывается, нет общего предмета любви. Настоящая любовь появляется тогда, когда любовь двоих направлена к третьему. Муж любит жену. А жена любит мужа... И что же в их любви общего? Но еcли появляется третий - малыш - то над его колыбелькой любовь двух наконец устремляется в одном, общем направлении, встречается и обретает третью точку, именно точку опоры... "Разделенная любовь не может существовать, кроме как среди трех личностей... О разделенной любви можно сказать, что она существует, только если третья личность любима двумя личностями, гармонично и в общении друг с другом, когда любовные чувства этих двух личностей сливаются в одно в пламени любви к третьему" (Ришар Сен-Викторский. О Троице 3,14,19). В Боге этот "третий", с которым первые два разделяют свою взаимную любовь, - Дух Святой, Которого Ришар называем condilectus, "со-возлюбленным".

Итак, "Как таковой, Бог не есть моноипостасный субъект, для которого единственность, обрекающая его на всепожирающий эгоизм, есть и ограниченность"229. До времени и вне времени, до мира и вне мира, вне каких бы то ни было космогонических и космогонических замыслов, в Себе Отец дарит инаковость Сыну и Духу. "Любовь есть