Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

как какая-то конкретная сущность" (Кимелев Ю. А. Философский теизм. Типология современных форм. М., 1993, с. 93).

zzz Поскольку Бог обладает полнотой знания - мы не можем сказать, что Его познающйи взор перемещается с одного предмета на другой и Бог при этом "узнает" что-то новое.

aaaa По мнению пантеиста Спинозы, теистическое убеждение в том, что Бог действует целесообразно, "уничтожает совершенство Бога; ибо если Бог творит ради какой-либо цели, то он необходимо стремится к тому, чего у Него нет" (Спиноза Б. Этика. кн. 1. Прибавление к теореме 36. // Избранные произведения. т. 2. М., 1957, с. 397).

bbbb "Мировой дух, - пишет Гегель, - не обращает внимания даже на то, что он употребляет многочисленные человеческие поколения для работы своего сознания себя, что он делает чудовищные затраты возникающих и гибнущих человеческих сил; он достаточно богат для такой затраты, он ведет свое дело en grand, у него достаточно народов и индивидуумов для такой траты" (Гегель Г. Ф. Лекции по истории философии. Соч. М.-Л., 1932, т.9, сс. 39-40).

cccc И вновь отметим отличие личностности Бога от личностности человеческой: "Бог как Абсолютный Субъект, как триипостасная Личность, соединяет в едином личном самосознании все модусы личного начала: я, ты, он, мы, вы; в отличие от этого единоипостасная личность (тварный дух) имеет эти модусы (кроме я) вне себя, в других личностях, и постольку ими ограничивается" (прот. Сергий Булгаков. Агнец Божий. Париж, 1933, с. 118).

dddd Это выражение Карла Барта: христианский Бог - "не одинокий Бог" (Barth K. Dogmatics in Outline. New-York, 1959, p. 42).

eeee "Именно в христианской религии, - пишет Е.И.Рерих, чем и вызывает ярость у ортодоксальных церковников, - установлено самое яркое многобожие. Понятие Бога Отца и воплощённого Сына Его, Иисуса Христа, не может считаться уже Единобожием. Не языческая ли Троица положена в основу христианской религии? Именно языческая. Сравним хотя бы древнеиндийскую брахманистскую Троицу - Тримурти (Триединый Лик или тройная форма): Брама-Вишну-Шива" (Дмитриева Л. П. Специальный выпуск газеты "Агни". Кишинев, 24 марта 1995г.).

ffff При этом стоит, однако, заметить, что этот же вопрос становится и значимым и не просто допускающим, но требующим ответа при перемене его адресности. Если этот вопрос мы адресуем не Богу, а миру - то на него есть ответ. У Бога, созидающего мир, нет цели, которая стояла бы над Ним. У мира, созданного Богом, такая цель есть, и именно эта цель дает ему телеологический смысл. Мир создан Богом - к Нему должен идти - и, значит, путь мира не бесцелен. В этом смысле мы можем понять