Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

- в синодальном постановлении по поводу софиологии прот. Сергия Булгакова - употребляется то же самое уравнение: "Три Лица, то есть три сознания или три "я"... Ипостась, то есть самосознание... Человек не только живет, но и сознает, что живет и для чего, и притом сознает и принадлежащими ему - своими - все свои части и все их переживания. Думает не "телу больно", а "мне больно"; не "душа моя любит", а "я люблю" и так далее. Но также человек освещает своим самосознанием и присваивает себе, считает своим - и свой дух, почему и говорит не только "мое тело", "моя душа", но и "мой дух", или как Апостол: "Ваши дух, душа и тело" (1 Сол. 5,23). Это свидетельствует, что ипостась (самосознание) и дух не одно и то же... Нужно различать, с одной стороны, ипостась - самосознание, а с другой стороны - духовную природу, так сказать, предмет самосознания... В Лице Иисуса Христа человечество не имело отдельной ипостаси, человеческого самосознания... Человечество Христово, не имея своего самосознания-ипостаси, было "воипостазировано", т.е. введено во Ипостась Слова Божия или, грубо выражаясь, стало пользоваться Ипостасию-самосознанием Слова Божия за отсутствием отдельного человеческого самосознания"97.

Нельзя не замечать, что это все же другое понимание ипостасного бытия, нежели то, что было в патристике. "Когда мы сегодня говорим о "личности", то имеем в виду, прежде всего, наше понимание того, что каждый человек является отдельным центром самосознания, чувствования и волеизъявления. В современном употреблении термина "личность" акцент делается на внутренней субъективности. Однако слова, употребляемые Отцами, - prosopon (буквально "лицо") и hypostasis (буквально "субстрат"; отсюда смысл: то, что прочно, что обладает стабильностью и долговечностью) - не имеют ясного и очевидного значения внутренней субъективности. Здесь акцентируется, скорее, объективная, чем субъективная сторона, содержится указание на то, как личность открывается стороннему наблюдателю. Так, греческие Отцы, говоря о Боге как трех "лицах" (prosopoi) и трех ипостасях, совсем не подразумевали, что в Боге существуют три отдельных центра самосознания. Скорее, они имели в виду, что каждое из Лиц - Отец, Сын и Дух Святой - являет Собой отличный от других "способ существования" (mode of existence; греч.: tropos hyparxeos)"98.

Определение ипостаси как "иного способа существования" мы встречаем, например, у Иоанна Дамаскина (Точное изложение православной веры 1,8). Речь идет о причинных отношениях, складывающихся в отношениях Лиц Троицы: Нерожденность, Рожденность,