Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

посмотрит он на нашу жизнь и на неправедность, в которую мы погружены. Будь мы частью Бога, Бог бы в этой Своей части грешил"38.

Классические восточные святоотеческие авторы утверждают, что между творением (человеком) и Творцом нет природного, сущностного единства.

Говорить что человеки единосущны Богу - "явное сумасшествие"39. "Не ставь наряду с собой ни Единого из Троицы, чтобы не отпасть тебе от Троицы"40. "Ни один здравомыслящий не будет приписывать Божества твари"41. "Мы утверждаем, что тварь, и умопостигаемая, и вся принадлежащая к чувственному естеству, приведена в бытие из ничего... Мы говорим, что все существующее Божией волей приведено в бытие.. Мы веруем, что не из сущности Сотворшаго - тварь и в ангельском и в этом мире"42. "Господь души моей, Который создал ее, не существовавшую"43.

На Западе мыслили не иначе: "Всякая тварь как разумная так и телесная, создана не из Божественной природы, а Богом из ничего, и в ней нет ничего, относящегося к Троице, кроме разве того, что ее создала Троица. Поэтому говорить или веровать надлежит так, что вся тварь ни единосущна, ни совечна Богу"44.

Первый Толедский собор 400 г. возгласил своим 11-м анафематизмом: "Если кто говорит или верует, что человеческая душа есть часть Божества и имеет одинаковую с ним субстанцию, анафема да будет"45. Брагский собор 563 г. предупредил о том же в своем 5-м анафематизме: "Если кто верует, что человеческие души и ангелы произошли (через эманацию) из Божественной субстанции, как утверждали Манес и Прискиллиан, анафема да будет"46.

И это позиция не чиновников и книжников, не инквизиторов. Так мыслили величайшие мистики. Такие, как, например преп. Симеон Новый Богослов, который азы православия резюмировал так: "Есть пять видов познания о Боге. Первый, - что Бог не есть ничто из всего сущаго, видимого или мыслимого; второй, - что всякая вещь видимая, или мыслимая, от Бога получила бытие и прежде того не существовала; третье - что Бог все создал, приведши то из небытия в бытие не потому чтобы имел нужду в чем-либо из того, но по единой благости Своей, чтобы сделать твари причастными славы Своей, и силы, и благобытия; четвертый, - что Он естеством благ, и хочет всякого блага и добра, и ненавидит всякое зло и всякий грех; пятый ,- что добродетельная и богоугодная жизнь справляется силою Божией, и другим способом она справлена быть не может, если, т.-е., не посодействует и не поможет сила Божия"47. Четыре из этих пяти тезисов отвергаются теософией...

Так что в очередной раз заметим, что представления