Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

могут "удерживать при себе" свои действия, поскольку они выражают себя посредством своего разума и воли (2, 48, 4).

А свобода не может быть исчерпывающим образом описана и объяснена. Так что же в таком случае мы можем сказать о личности? - Ничего. О ней ничего нельзя сказать содержательного. Но можно - указать на ее бытие.

"Я может быть только названо, указано словесным жестом (местоимением). Самосознание я потому недоказуемо, а лишь показуемо... Пред лицом ипостаси приличествует молчание, возможен только немой, мистический жест, который не именуется, но "вместо имени" обозначается "местоимением" - "я". Неопределимость эта не есть, однако, пустота, логический ноль; напротив, ипостась есть предпосылка логического, субъект мысли... Подлежащее, ипостась, всегда открывается, высказывается в сказуемом. Ипостасное "я" есть субъект, подлежащее всяких сказуемых"135. Все, что может быть сказано - это "сказуемое", это содержательные и узнаваемые характеристики. Но я, ипостась - то, что под-лежит под этими вы-сказанными признаками, несет их на себе. Но именно потому и отлично от них.

Оттого современное православное богословие не столько дает определение личности, сколько настаивает на принципиальной неопределимости личности: "сформулировать понятие личности человека мы не можем и должны удовлетвориться следующим: личность есть несводимость человека к природе. Именно несводимость, а не "нечто несводимое", потому что не может быть здесь речи о чем-то отличном, об "иной природе", но только о ком-то, кто отличен от своей собственной природы, ком-то, кто, содержа в себе свою природу, природу превосходит"136.

Именно здесь - главное различие каппадокийского богословия и современного. Для каппадокийцев ипостась есть еще нечто внешнее, есть свойство, признак по которому зритель может узнать, отличить эту реальность от единоприродной ей. У св. Василия Великого ипостась есть "очертание какой-либо реальной вещи по отличительному ее признаку (Письмо 38). Для св. Григория Богослова ипостась мыслится уже как свойство, присущее только разумному существу (такого ограничения нет у св. Василия)tt, но все равно это прежде всего узнаваемое со стороны и потому проявленное вовне свойство (к числу их могут быть отнесены у него и неимение волос рост и т.п.)137. И у св. Григория Нисского ипостасное бытие - "не существо Божие в себе самом, но то, как оно существует и выражается вовне"138.

Теперь же считается, что все узнаваемое и выразимое, все обращенное вовне и содержательно отличимое