Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

Только обычно оба способа тесно переплетены, так как оба увязывают мысли и опыт в истинное представление.

у. Понятно...

Ну что, теперь я прошел все комнаты?

У. Из этого коридора.

у. И где же обетованное эзотерическое знание? Почему я его не вижу?

У. Увидишь.

Разговор 3-й Об эзотерическом знании и его противоречивости

у. Так значит, Учитель, не Чистое Знание -- эзотерическое?

У. Нет. Эзотерическое знание доступно человеку.

у. А Чистое недоступно? Хотя что я спрашиваю?! Ведь это -- абсолютная истина. Конечно, количество отношений в Чистых Идеях превышает информационную емкость мозга, и Чистое Знание не может поместиться в голове человека.

Но это не отвечает на вопрос, что такое эзотерическое знание...

У. Есть Всезнание -- Чистое Знание о Мире в целом, сумма Чистых Знаний о всех вещах. Эзотерическое знание -- это доступная человеку часть Всезнания.

у. Всезнания?.. То есть Истины?..

Значит, ЛЮБАЯ доступная часть Истины?.. Но ведь это означает, что эзотерическое -- любое истинное знание, доступное человеку?!?

У. Не совсем любое -- неизвестное истинное знание. А главное -- истинное знание, которое неизвестно человеку, но должно быть узнано, чтобы осмыслить еще не осмысленный опыт.

у. Как странно... А где же здесь тайность, эзотеричность?..

Получается, что есть много эзотерических знаний, разных для разных людей. Ведь одному неизвестно и необходимо одно, а другому -- другое. И новые, эзотерические для одного человека идеи стары и обыденны для другого.

И значит, эзотеричность относительна?

У. Конечно.

у. М-да... Неожиданно. Я ждал совсем другого. Чего-то сказочно-таинственного. А все так просто...

Но, кажется, я начинаю понимать... Просто-то просто, но похоже, что этим ключом: эзотерическое знание всего только развивает неэзотерическое -- много что открывается!

Прежде всего, это означает, что эзотерическое знание, во-первых, другое, а во-вторых, лучше, чем обычное. Ведь это -- будущее знание, следующий шаг в развитии.

И конечно, оно должно отличаться от привычных взглядов. Только из-за этого нечего беспокоиться! Будущие представления могут опрокидывать существующие, но не наоборот.

Теперь мне понятно, зачем ты чуть ли не силком тащил меня через анфиладу гносеологического ликбеза. Ведь без него нельзя разобраться в главном -- как растет и развивается знание.

Например, нельзя понять, что будущее представление формируется из настоящего через расширение первого или перестройку второго, а чаще -- через реконструкцию обоих этажей. Другими словами, это -- новые мысли иногда о старом, иногда о новом опыте.

Новые мысли о старом появляются при перестройке второго этажа. Эта перестройка делает знание либо более истинным, либо менее ложным: приближает второэтажную идею к Чистой Идее первоэтажной вещи. А в результате -- формирует эзотерическое знание?

У. Нет. Такое уточнение известных старых мыслей о старом -- это не перестройка, а только уборка второго этажа. Она в самом деле увеличивает истинность или уменьшает ложность знания, но не делает его эзотерическим.

Эзотерическое знание -- знание о новом опыте. Это главное. И его строительство начинается с расширения первого этажа.

у. Но ведь расширение первого этажа -- опыта -- превращает знание об одной вещи в знание о другой?! Был один, узкий опыт. Стал другой, широкий.

У. Конечно.

у. Так это же источник противоречий!

Если у старого и у нового опыта одинаковые имена, возникает противоречие между двумя истинными представлениями: настоящим -- об узком опыте, и будущим -- о расширенном.

Так было со мной. В мой атеистический период я считал, что бога нет, и это было истинное представление, потому что оно относилось к той части моего опыта, в которой бога действительно не было. Не то чтобы я вообще не признавал ничего идеального. Напротив. Но в целом научная картина мира меня удовлетворяла. И хотя в моем мире находилось место и для таких сущностей, как дао, иного бога, кроме всепроникающего и всепронизывающего объективного духа пантеизма, я представить себе не мог.

А затем я нашел Бога. И мое вполне истинное осмысление старого опыта -- бога (с маленькой буквы) нет -- превратилось в не менее истинное Бог (с большой буквы) есть, которое относилось к расширенному опыту.

Но ведь новый опыт не только отличается, но и включает старый -- расширяет его: старый опыт никуда не девается и продолжает существовать как часть нового?

У. Конечно.

у. Но тогда новое представление о расширенном новом опыте сохраняют истинные