Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

заражения: толпы, сопереживания, влияния настроения взрослого на настроение ребенка или настроения оратора -- на настроение аудитории. А еще -- в феноменах носящейся в воздухе мысли или одновременных открытий.

Понятно...

Действительно, теория тонких тел и тонких человеческих вещей не противоречит ни обыденному, ни научному опыту. Но зачем она нужна? Чем она лучше обычных представлений о человеке?

У. Во-первых, это не теория. А во-вторых, это знание позволяет увидеть смысл в кажущемся бессмысленным человеческом существовании. И понять путь человека -- развитие; понять, что такое смерть; и -- что такое жизнь.

у. Но как все это понять?

У. Для этого нужно не только теоретически знать, но и видеть, как своей жизнью человек реализует идеи. И видеть в человеческих вещах воплощение этих идей.

у. Ты имеешь в виду человеческие идеи? По-моему, я вижу, как они воплощаются.

Например, все в психике -- знания, представления, стремления, цели, черты характера, привычки, умения и т.д. -- это воплощенные в психических формах идеи. Лень, например, воплощает идею экономии; страх -- самосохранения; агрессивность -- разрушения. И они продолжают еще более зримо воплощаться в поступках человека.

И биохимический завод физического тела тоже воплощает свои идеи:

замыслы изобретателей производства, технологов, строителей завода, рабочих, даже пра-идеи перерабатываемого сырья.

Действительно, когда видишь в жизни человека реализацию идей, она делается понятнее. Открывается удивительная картина -- гигантский часовой механизм из множества колес и колесиков. Вращаться колеса заставляют пружины -- стремления идей реализовываться. Внешне такая пружинность может проявляться как насущность, острота жизненной задачи. И каждый оборот колесика идеи поворачивает колесо ее пра-идеи.

Например, многие колеса в психике крутятся от понимания задачи через ее решение к осмыслению этого решения. Скажем, мне не хватает свободы. Мне кажется, свобода -- самое главное. И я добиваюсь свободы. Но обнаруживаю, что не стал счастливее. Это открытие запускает внутреннюю работу. И оказывается, свобода не самое главное. Я уже не знаю, что такое свобода, насколько она важна, -- ничего не знаю. И только спустя какое-то время прихожу к новому, более глубокому ее пониманию. Теперь мне свободы достаточно. Хотя внешне ничего и не изменилось.

Или вот сейчас. Я от тебя получаю идею для реализации. Затем я буду пытаться ее записать: буду снова и снова искать правильные слова -- и раз за разом находить не те. Это будут циклы моей реализации твоей идеи. А в результате я только и начну лучше понимать то, что ты имел в виду и что мне нужно сказать. И обогащу материнскую идею моих записей.

Но -- развитие?.. Вот что меня смущает...

Как-то не поворачивается язык назвать все это круговращение человеческого механизма развитием... В этих часах что-то не так: колеса крутятся сами по себе и один оборот минутной стрелки не перемещает часовую к следующей цифре. Физические идеи не воплощают -- и слава Богу! -- психические. А психические не воплощают духовные. Но главное -- не видно, вокруг чего все это крутится. Не видно самого главного колеса...

Обычно, когда говорят о развитии, забывают о том, что развиваться может только то, что было свито -- находилось в зародыше, семени, почке. И называют развитием даже не изменения -- при изменении новое строится на месте старого, -- а какое-то... ожирение, напластование. О чем бы ни шла речь -- о самосовершенствании, о самореализации, о самопознании или еще о каком-нибудь само-, -- развитие всегда остается не больше чем формированием новых действий: новых умений, или нового поведения, или новых способов эмоционального реагирования, или нового знания, то есть нового способа осмысления нового опыта...

Вот ты говорил, что развитие -- это реализация индивидуальной идеи...

Но задачи, которые решает человек, кажутся не его, посторонними, как будто их задает кто-то другой. И среди реализуемых им идей не видно той, которую можно было бы назвать его индивидуальной идеей.

Где же во всем этом хаосе развитие?

У. Развитие в хаосе тоже есть. Но только тоже.

Чтобы увидеть его, тебе нужно рассмотреть за психической вещью духовную вещь и за психическим телом -- духовное тело.

Индивидуальная идея не рядоположна другим человеческим идеям.

Зародыш человека создан и создается из материала других человеческих идей. Из этого материала духовное тело собирает индивидуальную идею. И растит духовную вещь.

у. А что такое духовная вещь? Материальный