Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

как автомат, слепо выполняя приказы или копируя чье-то поведение.

И при этом он будет говорить Я читаю, а не У меня читается. Но ведь это не освоение?

У. Нет. Простое делание -- только первый этап освоения. Второй -- это осознание, осознанное делание.

Разговор 18-й О значении осознания для развития

у. Когда в прошлый раз ты сказал про осознание, что ты имел в виду?

У. Духовное зрение: Я смотрит на происходящее в психике -- мысли, чувства, ощущения -- и удваивает их со-знанием: вторым, сопутствующим знанием.

у. Духовное зрение? Что это, интуиция?

У. Нет, это не одно и то же. У интуиции могут быть и другие источники -- не обязательно духовное зрение.

у. Тогда -- самонаблюдение, рефлексия? Когда человек одновременно и делает или переживает нечто, и осознает свое делание (переживание) -- становится наблюдателем за самим собой?

У. Нет. Осознание и самонаблюдение -- разные вещи.

Рефлексирующий наблюдатель -- психическое существо: он мало отличается от того, что наблюдает. Кроме самонаблюдения он обычно занят и другими делами: самоанализом, самовосхвалением или, наоборот, самоедством и т.д. Он заинтересованно оценивает происходящее, переживает, радуется, огорчается, выносит суждения, даже пытается вмешиваться.

Осознающий наблюдатель -- Я -- принадлежит не к психическому миру и наблюдает не из психического мира. И наблюдает безучастно. Но действенно.

у. Не интуиция и не рефлексия?.. Может быть, осмысление? Ведь то, что ты говоришь о духовном зрении, происходит и при обычном познании.

У. Нет. Осознает духовное тело, а осмысляет -- обычно психическое.

Духовный образ осознания гораздо точнее мыслительных образов. Только осмысление самых тонких вещей действительно требует осознания.

у. И не осмысление?.. То есть -- что-то совсем особое, ни на что не похожее...

Кажется, я знаю, что это такое... Помнишь, я говорил о Центре Бога -- средоточии самых сильных сил? В интроспекции он предстает как точка-звездочка, которая чуть поблескивает на самом заднем плане сознания -- за всеми переживаниями. Так это и есть Я, духовный глаз?

У. Только эта звездочка может сиять ярче сотни Солнц.

у. И я понял, что значит осознавать. Действительно, это совсем особые состояния. Чтобы начать осознавать, нужно -- я не нахожу точных слов -- высвободить Я, передать управление Я, подняться к Я. В общем, нужно найти субъект своей активности. Гурджиев называл это припоминанием себя.

Для этого я придумал такой прием. От обычного самонаблюдения переходить к наблюдению за наблюдателем. Затем -- к наблюдению за наблюдателем за наблюдателем. И так далее. И очень быстро звездочка Я появляется на небосклоне.

Но начать осознавать должно психическое я. И способны на это только некоторые из них. Например, я-игрок во время сдачи карт или я-гурман при подаче деликатеса сосредоточены на другом. А вот я-рефлексивное способно осознавать. Только ему нужна спокойная обстановка. Но не полусонное состояние. Такое впечатление, что для осознания поверхность психики должна успокоиться -- чтобы на ней не было ряби. И чтобы она ничем не была замутнена: никакой усталостью и никаким опьянением. Вот тогда она может стать зеркалом для Я.

Я правильно тебя понял? Это и есть то осознание, о котором говоришь ты?

У. Это его проблески. Но не единственные тебе известные.

у. А какие еще?

У. Любые яркие состояния.

у. Например, когда догадываешься о чем-то и тебя озаряет ага!?

У. Например.

у. А меняет ли осознание то, что осознается?

У. Не просто меняет.

у. А как?

У. Сейчас тебе это трудно представить. Осознание -- это яркий свет.

Гораздо более яркий, чем сумерки обычного сознания. И этот свет преобразует все, что освещает: проникает внутрь, наполняет собой, делая непрозрачное прозрачным и тусклое светящимся.

у. Но я не сказал бы, что мои осознания заполнены ярким светом. И почему я совсем не чувствую, что становлюсь прозрачнее или лучезарнее?

У. Ты еще мало работал. И первым твою прозрачность-лучезарность почувствуешь не ты.

у. Окружающие? Вообще-то, хотя и редко, я встречал людей, которые испускают свет. Глазами, да и всем существом. И люди сразу тянутся к ним.

Значит, когда свет осознания заливает человека, он изливается через человека и на мир? Об этом ты говорил, что человек заливает светом все, с чем соприкасается?

У. Не заливает. Его предназначение -- заливать. Но исполнит он это предназначение, только когда осознание преобразит его всего.

у. Не об этом ли преображении говорят как о воплощении Царства