Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

Божьего?

В человеке, а через человека -- и на Земле?

У. Возможно. Но сейчас для тебя это только слова.

у. А почему осознание -- это второй этап освоения?

У. Потому что осознание завершает то, что было начато принятием ответственности, -- реализацию куска индивидуальной идеи.

Осознание извлекает квинтэссенцию -- идею, тонкую копию, а по сути план -- того, что было осознанно сделано. И этот план, как и любой другой, служит тому, чтобы подчинить себе чужое и сделать его своим.

у. То есть неуправляемое -- управляемым и, значит, произвольным.

Получается, что извлекаемые осознанием идеи-копии-планы -- это инструменты будущего бытия -- прототипы будущих действий?

У. Именно, инструменты.

у. И эти инструменты не что иное, как способности!

Тогда понятно, что действительно в развитии главное совсем не то, что оно формирует новые действия. Главное -- развитие извлекает из освоенных действий их идеи.

Когда человек вдруг понимает, как что-то делается или, чаще, как что-то у него сделалось, этим самым он вытаскивает идею сделанного (или сделавшегося) и помещает ее на склад строительных блоков, где она хранится, пока не будет востребована вместе с другими такими же блоками для строительства нового, более сложного действия.

Понятно...

А что кроме способностей осознание добавляет в духовную вещь? Ведь ты сказал, что духовная вещь собирает идеи опыта. Способности -- это идеи сделанного. Но опыт -- это не только сделанное, но и пережитое. И значит, духовная вещь должна содержать и идеи пережитого...

У. Духовная вещь собирает идеи не просто опыта, а идеи освоенного опыта.

Просто пережитое -- это происходящее, то есть то, освоение чего только начато. И от просто пережитого в духовной вещи почти ничего не остается.

Но уже принятие ответственности превращает переживаемое в делаемое...

у. То есть происходящее У меня болит голова -- в делаемое Я болю головой, а простое страшно -- в Я (именно я) ЧУВСТВУЮ страх.

Тогда понятно, что в духовной вещи не может быть просто пережитого.

Но зато в ней должны сохраняться идеи деятельно пережитого и, конечно, идеи осознанно пережитого. Только такое пережитое человек переживает активно, а значит, не столько переживает, сколько делает. И идеи активно пережитого ничем принципиально не отличаются от других идей сделанного -- способностей. Так?

У. Именно так.

у. Но как же тогда тонкие, возвышенные переживания? Получается, что часы осознанной злобы оставляют в духовной вещи свой след, а от минут самозабвенного вдохновения ничего не остается?..

У. Да, часто осознаются и сохраняются грубые переживания. Но, конечно, никакие не часы. Секунд хватает, чтобы осознание ничего не оставило от злобы.

А что касается по-настоящему тонких переживаний, то они, как правило, осознанны.

у. Но ведь грубые переживания чужеродны тонкой духовной материи?..

У. Сами по себе и самые тонкие переживания чужеродны. Но в духовной вещи остаются не они сами по себе, а их идеи.

у. То есть опыт не прилипает, а раскрашивает кристалл духовной вещи?

У. Если хочешь.

у. Теперь я понимаю, что такое сущность у Гурджиева и почему он говорил, что только сущность развивается. Сущность -- это то, что было узнано практически, бытийно, прочувствовано глубоко, то есть не что иное, как духовная вещь, обогащенная -- заряженная и раскрашенная -- всем, что было частично или полностью освоено.

Так вот какими соками корни питают цветок в кино!

Ну что же...

Ты рассказал так много всего, что мне необходимо подвести под всем этим какую-то черту -- извлечь сухой осадок.

Значит, развитие -- это освоение. Первая фаза освоения -- это принятие ответственности; вторая -- осознание. Образно говоря, освоением духовное тело поедает человека. Принятием ответственности, как щупальцем, хватает кусок человека, а осознанием высасывает из него жизненные соки.

И так, пока весь человек не будет съеден?

У. Если такие каннибальские аналогии для тебя яснее. Но ест духовное тело глазом. И точнее говорить не о поедании, а о рассматривании -- пока весь человек не будет рассмотрен.

у. Что же, духовное зрение работает так же, как и обычное: чем дольше смотришь, тем больше видишь?.. А чем больше смотришь на одну деталь, тем видишь больше деталей в ней самой...

И духовный глаз все глубже сверлит человека, замечая и тем самым завершая в нем все больше из того, что было начато раньше?

У. Да. От совсем недавнего до совсем древнего.

у. То есть духовный взгляд движется от осознания крупных процессуальных стереотипов-новообразований: