Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

как восторг или зачарованность.

Но чаще дух вплетается в психику золотыми нитями. Поток духовного света конденсируется в очень быстрые, почти неощутимые психические процессы: обрывки смутных смыслов и неотчетливых идей, или странные образы, или предчувствия, или догадки -- все это мелькает на периферии сознания и исчезает, оставляя неясное чувство. Это струи золотого дождя -- будущие нити, которые еще не застыли. А затем они застывают: быстрые процессы замедляются и становятся более весомыми.

Только золото духа, в отличие от обычного, активно. Его соединение с неочищенной психикой разжигает огонь противоречий между новым и старым.

Между Высшей волей и волей человека; между Высшим знанием, как действовать, и представлениями человека, как действовать; между интуицией и эрудицией;

между совестью и эгоизмом.

И этот внутренний огонь человека и развивает, и очищает? Так?

У. Точнее -- создает условия, подготавливает развитие.

у. Но если духовное тело действует у всех, почему о нем никто не знает?

И почему его так редко можно видеть? Что, оно то работает, то не работает?

Или духовное излучение настолько слабо, что в его реальности можно убедиться только по накапливающемуся результату? Как слабый свет только при длительной экспозиции оставляет след на фотопластинке.

У. Духовное тело видно всегда, и видно невооруженным глазом, но его ошибочно принимают за психическое.

у. Ты имеешь в виду феномены высших переживаний? Но ведь они редки.

У. Нет, -- другие феномены. Ты называешь их Я и сознание.

у. А они духовные? Не психические?!

У. Духовные.

Если смотреть на кристалл духовного тела со стороны, то видно, что он -- посредник между человеком и тонкими мирами. Но человек обычно видит его в другом ракурсе: как купол, под которым он живет, или как фонарь, который освещает его жизнь.

у. Ты хочешь сказать, что поэтому в феноменах Я и сознание духовное кажется психическим...

Но ведь сознание -- психическое освещение психики?..

У. Освещение. Но не психическое: психика светит только отраженным светом. Источник света выше.

А кроме того, сознание -- не только свет, но и тот, кто смотрит.

у. Понятно. Действительно, при освещении можно и не смотреть. А если смотришь машинально, не отделяя себя от того, на что смотришь, -- не видеть.

Видеть начинаешь только при нарушении плавного течения дел. Так Я -- это тот, кто смотрит?

У. Нет. Обычно смотрят представители Я -- те обитатели человека, которым Я даровало на время исполнение своих обязанностей -- право быть психическими я.

у. Психические я?.. Это то, что Ассаджоли называл субличностями, а Гурджиев -- множественными я? Например, такие внутренние персонажи, как я-мыслитель, я-лентяй или я-обжора?..

Понятно, что любая реализуемая человеком идея -- существо и что человек -- целая колония существ. Но кто из этих существ представляет Я? И на основании какого мандата? И что значит -- Я даровало исполнение своих обязанностей?

У. Я принимает ответственность то за одно, то за другое существо. И этим передает им свои полномочия -- делает их психическими я.

у. Значит, Я присутствует не само, а в лице своих послов?

У. Да, в психике само Я появляется редко. Но, как орган духовного тела, Я действует постоянно.

у. Ну что ж... Что духовное тело -- не что-то мистически-уникальное, а вполне обыденная часть человека -- это я, кажется, понял. Но как представить его в работе?

Как оно -- этот кристалл-линза и фонарь-глаз (хорошо еще, что не фонарь под глазом), который и освещает, и смотрит на человека, -- как эта штука развивает человека?..

Какие идеи и как оно осваивает? Как оно создает из них индивидуальную идею? И как оно эту индивидуальную идею реализует? И как растит духовную вещь?

Просто какой-то клубок вопросов! И с чего начинать его распутывать?..

У. С самого важного -- с освоения.

у. Ты говорил в прошлый раз про освоение. Но, по правде говоря, я не очень понял, что это такое...

У. Происходящее в человеке освоено им в разной степени: от незнаемого через только знаемое (происходящее) к делаемому.

Незнаемое -- это то, что происходит само собой, -- человек не отдает себе отчета, что все это в нем происходит. И конечно, о незнаемом человек не говорит.

у. То есть незнаемы такие вещи, как кровообращение или пищеварение, -- в общем, почти вся работа биохимического завода физического тела.

А что значит только знаемое?

У. То, о чем человек знает, что это с ним ПРОИСХОДИТ, хотя он и не ДЕЛАЕТ этого.

у. Например, боль или отдышка.