Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

смерть. Смерть -- не конец, а изменение способа существования. Смерть превращает человека в другое существо, но не прекращает развитие.

Седьмое. Судьба человека обеспечивает ему наилучшие условия для развития и работы в Круговороте Духа.

у. М-да!.. Не запомнить это будет легко -- я в самом деле понял, мягко говоря, не все. Хотя и раньше читал что-то похожее.

Но мало, что не понял. Многое из того, что ты сказал, звучит очень сомнительно.

Истинны ли эти идеи? И если да, то почему они так не похожи ни на научные, ни на общепринятые взгляды? Как удостовериться в их истинности? Или в них нужно просто верить? И может быть, самое главное: что все эти идеи, даже если они истинны, дают для жизни?

У. И ты вот так легко признаешься, что сомневаешься в том, что не понимаешь.

И даже не замечаешь, что твои сомнения -- оборотная сторона непонимания.

у. Хорошо -- а как же прийти к пониманию?

У. Прежде всего, то, в чем сомневаешься, нужно знать не тезисно. Но чтобы развернуть тезисы сомнительных идей, тебе нужно видеть картину реального Мира, в которой непохожие взгляды мирно уживаются. И в которой нет места для твоих сомнений.

у. А она существует -- такая картина? И ты можешь показать ее мне?

У. Да. Но само по себе это не много тебе даст. Показать мало -- нужно, чтобы ты ее увидел. А это -- большая работа.

у. Как я понимаю, ею мы и займемся.

А прямо сейчас не мог бы ты рассеять хоть какие-то мои сомнения?

У. Прямо сейчас ты должен только знать, что не нужно ни во что просто верить.

Часть

1 Знание о знании, или Эзотерическая гносеология Разговор 2-й Об анатомии знания

у. Учитель! Я давно понял беспомощность науки. Научное знание не приближает к пониманию жизни. Наука не отвечает ни на глобальные вопросы, типа как жить?, ни на частные -- как и чем питаться?, как быть здоровым?. Вообще, мало важных вопросов, на которые наука дает точные ответы.

Не лучше и с самыми важными собственно научными вопросами. Наука не знает, что такое пространство, время, материя. Что такое жизнь. И уж конечно -- что такое идеальные вещи: душа, или дух, или красота.

Поэтому я так заинтересовался альтернативой научному -- тайным, или эзотерическим, знанием. Я захотел получить доступ к этому знанию -- и, естественно, начал с изучения литературы. Оказалось -- есть множество эзотерических книг. Я сразу почувствовал в них вкус Истины. В некоторых, особенно древних, казалось, скрыта вся Истина.

Но хотя я глотал книгу за книгой и считал, что что-то понимаю, вскоре я обнаружил, что все больше увязаю в противоречиях, недосказанности, туманных намеках, вычурной терминологии и прочих прелестях эзотерической литературы, а эзотерическое знание остается хотя таким же манящим, но и таким же недоступным. То, что я читал, противоречило всему, что я знал раньше, и выглядело недоказанным и недоказуемым, а часто -- и совершенно бесполезным. И я бы, конечно, прекратил это чтение, если бы не вкус Истины.

Он не исчезал!

Когда я обнаружил, что разные книги по-разному трактуют даже такие вопросы, как существование Бога, сущность эволюции, бессмертие и посмертная судьба души, содержание кармических законов, не говоря уже о более частных, я почувствовал, что окончательно запутался и перестал понимать: не то плохи книги, не то плох я сам, потому что не могу извлечь из них ту Истину, вкус которой так сильно дразнит меня?

У. А ты и не можешь этого понять.

у. Почему?

У. Ты не готов. Вот ты спрашиваешь об эзотерическом знании. А не знаешь даже, что такое просто знание. Ты хочешь понять, но не понимаешь, что такое понимать.

Ты складываешь из слов предложения, и не понимаешь смысла ни слов, ни предложений. Вот ты в прошлый раз спросил, что дают для жизни идеи, непохожие на научные и общепринятые взгляды. Конечно, ты этого не поймешь, пока не поймешь, что такое дают для жизни и что такое научные и общепринятые взгляды.

у. Ну и как же мне подготовиться?

У. Для этого тебя нужно провести через ряд комнат, и в конце ты...

у. Увижу свет? Или обещанную тобой картину?

У. Нет. В конце ты просто сможешь видеть.

у. И что это за комнаты?

У. Это анатомический музей знания: комнаты, в которых ты узнаешь, что такое знание, идея, истина и ложь, представление, мысль и понимание.

у. По-моему, все это я знаю...

И ты требуешь эти знания ревизовать? Но это значит -- не просто умствовать, а влезть в абстракции с головой. В ту самую схоластичную научность, от которой я бежал.

И что, это так необходимо? А нельзя ли без всяких комнат