Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

потому, что ограничены в своих наблюдениях как в микромире, так и в астрономических масштабах. Правильно?

У. Правильно. Но не важно, что ты не замечаешь изменения количества вещества. Важно, что ты замечаешь изменения связей, которые его организуют.

Разговор 8-й Об идее-вещах

у. Значит, Свет Духа, проходя через последовательность надпсихических и психических миров, уплотняется, пока не уплотнится до состояния электромагнитных волн самых высоких частот и энергий. А дальше электромагнитные волны уплотняются в элементарные частицы, а те -- в вещество.

Я понимаю, что происходит. Но не понимаю как. Как порождающее колебание замедляется и уплотняется?

У. Так же, как уплотняется остывающее вещество.

у. При уплотнении вещества свободная кинетическая энергия превращается в потенциальную энергию связей -- связывается. А при других уплотнениях?

У. То же самое.

у. То есть любое уплотнение -- это связывание?

Из известных физике уплотнений самое плотное -- образование ядер из нуклонов -- протонов и нейтронов, которые большинство физиков считают элементарными частицами. Продвинуться дальше в понимании строения вещества у классического естествознания не получается. И в принципе, ничему не противоречит предположение, что нуклоны -- это плотно сжатые фотоны очень высоких, недостижимых для современной техники энергий.

Но из твоих слов получается, что есть пси-частицы психической материи, и фотоны -- это уплотненные, или связанные, пси-частицы. И есть пневмо-частицы духовной материи, которые связываются в пси-частицы.

(Конечно, и те и другие, как и фотоны, не имеют массы покоя.) Так?

У. Так.

у. Но тогда становится понятен, с одной стороны, тривиальный, но если вдуматься -- совсем не тривиальный постулат: вещь -- это воплощенная идея этой вещи. Ведь идея -- это совокупность связей-отношений между частями вещи. Правильно?

У. Это еще слабо сказано. Вещи и идеи, вообще, не существуют друг без друга. Есть только идее-вещи, которые открываются человеку то с вещной, то с идейной стороны.

у. Подожди-подожди. Я ничего не понимаю!

Не хочешь же ты сказать, что идеи и вещи -- это одно и тоже?!

У. Именно так.

у. Но раньше мы определили идею как второй этаж знания. А вещь -- как то, что находится на его первом этаже. То есть мы противопоставили идею вещи. А сейчас ты говоришь, что вещь и идея -- это не разные сущности, а разные имена одной сущности.

У. Определение из первого разговора было хорошо для первого разговора.

Сейчас его нужно расширить.

Идея -- это свернутое жизнеописание вещи, сжатая пружина, которая разжимается -- воплощается во все более и более грубых мирах.

у. И становится вещью?

У. Если тебе так понятнее.

у. Что же тогда получается? Выходит, что, если идея аккумулирует энергию своего воплощения, она не чисто информационная, а информационно-энергетическая сущность?

У. Именно -- информационно-энергетическая.

у. Значит, идея в самом деле материальная сила...

И эта информационно-энергетическая сущность, воплощая свои отношения, управляет вещью и даже определяет ее судьбу?

У. Только не ее, а свою судьбу.

у. Это нужно прочувствовать.

Пусть вещь -- это камень. Камень взаимодействует с окружающими его вещами -- с соседними камнями, с воздухом, с солнечным светом. Кроме того, существование камня -- это постоянные взаимодействия, а значит, и движения его частей и частиц, например молекул в кристаллической решетке.

Значит, получается, что все движения камня, внутри камня и вокруг камня -- это воплощение идеи камня, его свернутого жизнеописания, которое, разворачиваясь, становится его историей -- от момента появления (например, когда его откололи от более крупного камня) до момента исчезновения (например, когда его расколют на более мелкие камни)? Так?

У. Так.

у. Но тогда идея камня включает массу разных идей: например, мысли каменотеса?

У. Это верно, но в идее камня все составляющие сфокусированы на камне.

у. То, что физические силы (а именно они формируют вещественный мир и управляют им) воплощают определенные идеи, -- ясно. Если сила -- это то, что изменяет движение определенным образом, то как раз этот определенный образ и есть идея, которую сила воплощает.

Но ведь физические силы воплощают очень разные идеи. Например, физические силы, которые нужно приложить, чтобы построить дом, воплощают законы механики. Но еще -- и замысел архитектора, и желание заказчика. Это желание, в свою очередь, воплощает свои идеи, например стремление позаботиться о детях. А те