Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

с Миром. Это -- Чистая Идея вещи.

у. А знание вещь (на первом этаже) -- Чистая Идея вещи (на втором) -- это Чистое Знание о вещи?

У. Именно так.

у. Так что, Чистое Знание и есть эзотерическое?

У. Нет. Ты опять торопишься. А тебе еще нужно пройти не одну комнату.

Ведь ты еще не знаешь даже, что такое истина и ложь.

у. Действительно, кажется, не знаю. Я только сейчас заметил, как интересно получается!

Ведь в знании любая вещь на первом этаже может быть соединена с любой идеей на втором. И второэтажная идея может быть не совсем подобием и даже совсем не подобием первоэтажной вещи. Потому что в состав идеи на втором этаже могут входить отношения как входящие, так и не входящие в Чистую Идею вещи с первого этажа.

Но тогда составляющие идею отношения разбиваются на две группы: свои, то есть входящие в Чистую Идею вещи, и чужие, которые в нее не входят.

Первые истинны, а вторые -- ложны.

Но истинны и ложны они только относительно первоэтажной вещи.

То есть что же получается -- идея, истинная относительно одной вещи, ложна относительно другой! И значит, сама по себе идея не может быть ни истинной, ни ложной?!

У. Конечно.

у. А истинны и ложны могут быть только знания...

Но тогда напрашиваются два совершенно неожиданных вывода!

Первый. Истинность и ложность -- количественны, а не качественны, как принято считать. Максимально (или абсолютно) истинно Чистое Знание. Знание тем истиннее, чем больше в нем от Чистого Знания, то есть чем больше отношений его второэтажной идеи взято из Чистой Идеи первоэтажной вещи.

Например, пусть на столе стоит белая фарфоровая чашка по имени Чашечка.

Тогда знание

Чашечка (вещь) стоит на столе (отношение 1, истинное для Чашечки), и Чашечка сделана из фарфора (отношение 2, истинное для Чашечки)

имеет балл истинности, равный 2, то есть более истинно, чем знание

Чашечка стоит на столе,

балл истинности которого равен 1.

Аналогично, чем больше отношений из второэтажной идеи НЕ входит в Чистую Идею первоэтажной вещи, тем знание более ложно.

И второй вывод. Истинность и ложность -- независимы: большая истинность не означает меньшей ложности, и наоборот. Знание

Чашечка стоит на столе, и Чашечка сделана из фаянса (отношение 3, ложное для Чашечки)

будет одновременно и истинным, и ложным. Добавление в его идею истинного для Чашечки отношения 4 Чашечка -- белая увеличит истинность знания, но не уменьшит его ложности. И значит, истинную и ложную части знания можно разделить.

Действительно, очень неожиданно!

Но только где за всем этим эзотерическое знание?..

У. Увидишь. Пока ты прошел только четвертую комнату. Теперь от знания вообще нужно перейти к конкретным формам знания.

у. Я всегда считал, что знание существует или в голове человека, или в текстах. Сейчас я начинаю догадываться, что с текстами все не так просто. Но похоже, что знание может быть и ничьим. Или, по крайней мере, не человеческим. Это действительно так?

У. Так. В том смысле, что знание в голове человека -- это только одна из форм существования знания.

у. И эта форма -- представления. И значит, представления также двухэтажны. Я понимаю, что находится на их вторых этажах. Это идеи, облеченные в психическую форму, -- мысли. Но что занимает их первые этажи?

У. Вещи в том виде, как они представлены человеку.

у. Это я не совсем понимаю...

У. Любая вещь доступна человеку, только когда она пережита, и настолько, насколько полно она пережита, знаема в опыте. Так образован маленький мир человека -- подобие большого Мира. Вещи Мира имеют в маленьком мире свои аналоги -- представляемые вещи.

у. То есть представляемая вещь -- это отражение реальной вещи.

Можно ли сказать, что представляемая вещь -- это те отношения вещи, которые пережиты человеком, то есть в некотором смысле отношения вещи с человеком?

У. Да.

у. И именно в этом качестве частей опыта представляемые вещи, будучи единственными реальными для человека вещами, занимают первые этажи его представлений?

У. Именно так. Представления осмысляют, освещают опыт и в этом смысле основаны на опыте.

у. Ну, тогда понятно и что такое понимать. Понять -- значит создать истинное представление. Можно говорить о двух способах понимания: осмыслении опыта и означивании мыслей.

При осмыслении понимание сводится к производству такой мысли, которая совместно с осмысляемым опытом образует истинное представление.

При означивании, наоборот, ищется опыт, который образует истинное представление с означиваемой мыслью. Так?

У.