Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

орнамент, то непонятные символы, то иероглифы, то чертежи...

Одни претендуют на реализм. Другие -- фантастические. Третьи -- нарочито абсурдистские.

И если бы еще я был уверен, что все это -- накладывающиеся изображения одного и того же! Но и этого нет: часто нарисовано то, что видел один автор; или слышал другой; или придумал третий; или счел полезным изобразить четвертый.

И страшно подумать, что ко всему этому ералашу еще что-то добавится...

У. Не добавится. Добавить к множеству однородных вещей можно только вещь того же рода.

А картина Реальности, которую ты увидишь, иного рода. В отличие от плоских и неподвижных картинок, которые у тебя перед глазами, это -- объемное кино. И тебе нужно будет разглядеть в нем и фотографию твоего опыта, и мозаику известных тебе идей -- обыденных, научных, философских и любых других.

у. Ты хочешь сказать, что все, что я вижу, -- это части Реальности, но увиденные в определенном ракурсе, под определенным углом зрения? И что их можно разглядеть и в двигающемся объемном (или даже лучше сказать -- голографическом) изображении Реальности?

У. Не можно -- необходимо. Только так можно упорядочить твой хаос. Но это большая работа. И никто не сделает ее за тебя.

у. Значит, я должен буду спроецировать на увиденное все известные мне идеи, включая и научные, поставив их лицом к лицу с эзотерическими.

Для этого нужно будет картину пообнаучить -- например, посистематизировать: навесить на разные ее части ярлыки, вроде высшая, или эзотерическая, метафизика, эзотерическая физика, эзотерическая экология, эзотерическая теория эволюции, эзотерическая антропология, эзотерическая психология и т.д. И попереводить эзотерические идеи на научный язык, для чего наукообразно определить такие понятия, как миры, сущности и существа, человек, развитие или карма.

И что, так можно объединить научные и эзотерические идеи в единую систему?

У. Это не главное.

Главное -- связать эзотерические идеи с опытом. Сейчас твой опыт больше твоих идей. Он недоосмыслен. Картина Мира позволит тебе его доосмыслить. В этом ее главное назначение. И -- твоя самая трудная задача.

у. То есть картина создаст расширенный контекст для осмысления моего опыта.

Значит, прежде всего мне нужно не проецировать научные идеи на увиденную картину, а искать для увиденного опытное подтверждение -- привязку к опыту?

Так поэтому я не должен ни во что просто верить?

У. Поэтому.

А увидеть, что эзотерические идеи поглощают научные, и разместить научные (или ненаучные) идеи в расширенном контексте -- все это уже гораздо проще.

у. Но ведь в новом контексте, как и в картине, которую я вижу сейчас, останется множество белых пятен -- открытых, но важных и интересных вопросов. Сколько же уйдет времени, чтобы закрыть их все?

У. А не нужно закрывать все белые пятна. Картина Реальности нужна тебе, прежде всего чтобы понимать, что с тобой происходит. Куда ты пришел, до чего доразвивался и куда идти дальше. Тебе нужна карта -- карта развития. А любая карта -- это только схема, которая должна быть достаточно подробной, чтобы ты мог составить ЦЕЛОСТНОЕ представление о территории, но не перенасыщенной второстепенными деталями.

у. То есть нужны ответы только на вопросы, без которых нельзя двигаться дальше. И что это за вопросы?

У. Как устроен Мир?

Что такое человек?

Какое место он занимает в Мире?

Какой путь он проходит в своем развитии?

И как он движется по этому пути?

у. И насколько глубоко нужно знать ответы на эти вопросы?

У. Это опять-таки определяется нуждами развития. Например, ты не должен стремиться к тому, чтобы понять Абсолют. Это и невозможно, и не нужно. Но безо всякого представления о Нем ты был бы обречен на слепоту.

у. Но ведь эти пять вопросов распадаются на сотни и тысячи подвопросов?..

У. Но далеко не на все тебе нужны ответы. Многие интересные вопросы продиктованы праздным любопытством и не помогают развитию. А многие другие только мешают ему.

у. Ты имеешь в виду корыстные вопросы, такие, как большинство вопросов о магии?

У. Например.

у. Как я понимаю, сейчас для меня важнее те вопросы, которые ближе к моему опыту, -- о человеке, его сущности, судьбе, психике и т.д.?

У. Да. Но эти частные вопросы не понять без знания общих принципов Мироустройства, и начинать нужно именно с них.

Часть 2

Как устроен Мир, или Эзотерическая натурфилософия Разговор 6-й О том, какую картину Мира увидел ученый

у. Учитель! Если подготовка закончена, к чему откладывать -- покажи мне картину