Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

нашим миром.

Так уж сложилось в истории, что хоть теоретически и считалось, что обществом управляет Правда, но на практике ее подменили совершенно противоположным, и пользуются ее именем самые лживые. И потому слабые и ленивые изобрели и развили категории Милосердия и Справедливости, включив их в закон жизни общества.

Сами основы общества обязывают сильных и удачливых помогать слабым, дабы те не угрожали существованию общины.

И потому вошло в практику Милосердие (сострадание, милостыня, помощь). Но природа общества такова, что с возникновением категории Милосердия настолько увеличивается количество слабых и нуждающихся, что они оказывают давление на сильных, – и это привело к появлению категории Мир. Причем все эти категории – Милосердие, Справедливость, Мир – родились и развились лишь ввиду слабости категории Правда.

И это привело к разделению общества на классы, группы. Определенная часть из них взяла себе за основу категорию Милосердие, т.е. уступку, жертву части своей доли другим. Из них затем произошли и принявшие категорию Правда, т.е. принцип – «мое – мое, твое – твое».

Эти группы, проще говоря, можно разделить на «строителей» и «разрушителей», где «строители» – заботящиеся о благе общества и готовые ради этого поделиться своим имуществом, а «разрушители» – те, которые предпочитают сохранять свое имущество и не готовы ни на какие жертвы ради других, даже если это угрожает существованию общества.

МИР. Когда внешние условия привели эти две группы к противостоянию и возникла угроза их существованию, тогда получила свое развитие категория «Мир», смысл которой в том, что обе стороны прекращают конфликт и принимают за «правдивую» основу существования – сосуществование.

Поборники этого подхода, как правило, из числа «разрушителей», сторонников Правды («мое – мое, твое – твое»). Они, будучи сильными и предприимчивыми, готовы рисковать, даже жизнью, ради самоутверждения. В то же время «строители», сторонники сострадания и милосердия, для которых главное – собственная жизнь и жизнь общества, не готовы на риск ради утверждения своей точки зрения, и потому они всегда остаются слабой стороной общества. И потому, естественно, что «разрушители» приводят к Миру.

Но так как Мир – компромисс, поскольку нет базы для внедрения категории Правда, то его немногочисленные, но сильные сторонники недовольны существующим и, постоянно реформируя категорию «Мир», изменяют общество.

Миры общества и человечества и даже отдельной личности взаимосвязаны и в общем едины. Рассматривая все строение как замкнутую систему, мы приходим к выводу, что это вообще одно и то же.

Причем если в прошлых поколениях жизнь и благополучие человека зависели и были ограничены рамками семьи, затем городища, то теперь его благополучие зависит от блага государства, а постепенно оно становится зависимым от блага всего мира.

И эта зависимость благополучия стран друг от друга и каждого из нас от всего мира еще увеличится в будущем. И хотя это уже явно видно, но еще не осознано населением планеты, так как все происходит по принципу: «Действие предшествует осознанию явления». И лишь действительность, как всегда, толкнет человечество вперед.

Но кроме этих проблем есть еще одна: четыре категории, действующие в каждом из нас, – Милосердие, Справедливость, Правда и Мир – находятся в постоянном противоречии. Например, Милосердие («твое – мое и мое – твое») противоречит Правде и Справедливости («мое – мое, твое – твое»). Ведь совершенно неверно с точки зрения Правды трудиться ради других, это портит людей, приучая их пользоваться плодами чужого труда.

И потому Правда утверждает, что человек обязан беречь и накапливать, чтобы не был вынужден упасть грузом на чужие плечи в тяжелое время. Он обязан создать материальную базу своему потомству, не взваливая задачу их обеспечения на плечи общества.

Категории «Мир» и «Справедливость» также противоречат друг другу. Ведь чтобы был мир – у сильных и энергичных должны быть условия разбогатеть согласно их вкладу, усилиям. Но при этом у непрактичных и ленивых произойдет спад в достатке – до обнищания, согласно их вкладу.

Но с другой стороны, как можно обвинять человека в том, что он родился неэнергичным или неспособным? Так что Мир и Справедливость оказываются в противоречии.

Если же разделить имущество по Справедливости, например, по количеству ртов в семье, то это вызовет недовольство, вплоть до войны, со стороны сильных и предприимчивых.

Таким образом, мы видим, что нет никакой надежды на мир в обществе...

ЭГОИЗМ – УНИЧТОЖИТЕЛЬ. Теперь,