Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

от подобия Ему. В той же части малхут, которая заполняется светом, есть и ор хасадим (наслаждение от слияния), и ор хохма (наслаждение от самого света).

Малхут «видит» перед собой с помощью отраженного света – ор хозэр, как и мы в нашем мире. Поэтому чем больше или меньше масах и, соответственно, больше или меньше ор хозэр, тем больше или меньше света перед собой видит (ощущает, что он есть) малхут и, естественно, тем больше или меньше света может принять внутрь.

А если в малхут, т.е. в желании самонасладиться, совсем нет масаха – то она ничего не видит. Так и те из нас, кто еще не создал масах, – не видят, т.е. не ощущают духовные миры, так как находятся под запретом Ц'А: свет в эгоизм не войдет – так решило первичное творение, первое кли, – малхут в олам Эйн Соф, и этот закон непреложен для всех ее частей, т.е. и для нас.

И поскольку мы не видим источников – причин происходящего в нашем мире, мы можем лишь верить в существование Творца и не можем оправдать кажущееся нам бесцельным существование тех, кто населяет наш мир (а если верить в Творца, его доброту и любовь, то трудно оправдать их страдания и ничтожность). И ответа для не соблюдающих условие Ц'А нет – возможна только слепая вера, настойчиво превозносимая выше сомнений, специально посылаемых нам Творцом для развития масаха.

И лишь созданный таким образом масах позволяет увидеть... Увидеть посредством нового, полученного вместе с масахом духовного зрения. И тогда все становится ясно, и человек получает все ответы на все вопросы. Но это происходит лишь после долгого пути во тьме. Потому что настоящее духовное кли – выше эгоизма и строится на превосходстве веры над знанием («эмуна лемала ми даат») – даже в духовных мирах. Но там эта вера заключается в том, что человек должен верить, что есть состояние совершеннее, чем то, в котором он находится в данный момент, поскольку любое состояние в духовном мире совершенно.

И без веры в большее совершенство нет возможности двигаться выше. Единственный путь постижения – добровольное предпочтение сокрытия Творца. Поэтому, закрыв глаза, Моше удостоился увидеть самого Творца.

Из следующего рисунка видно, что если в малхут нет масаха на отсек 4, куда входит свет малхут, то малхут лишается не света малхут, а света кэтэр. Это оттого, что есть обратная зависимость между светом и сосудом – ор и кли: высшие кли рождаются первыми: от кэтэр к малхут, но в них, в эти высшие кли, входят сначала низшие света: от ор малхут к ор кэтэр.

Допустим, что в малхут создан масах лишь на самое слабое желание – на кэтэр в малхут (состояние пятой стадии). В таком случае в этот отсек (кэтэр малхут) входит свет – ор малхут. А если появляется масах на хохму в малхут, то ор малхут, который был в отсеке кэтэр (в малхут), спускается в хохму, что в малхут, а сверху, в кэтэр малхут входит ор З'А.

И так далее: чем больше масах у кли, тем больше света входит в малхут, поскольку на все более низкие, грубые желания малхут создает масах. То есть существует обратная зависимость света, входящего в кли, и части малхут, в которую этот свет входит. Приобретая масах, кли как бы растет от жесткости 0 до жесткости 4. Поэтому в таком порядке мы и называем сфирот: кэтэр, хохма, бина, З'А, малхут (КАХАБ'ТУМ). Но по мере роста кли свет входит в нее в обратном порядке – от слабого к сильному: от ор нэфеш до ор ехида. И поэтому мы называем света в обратном порядке: нэфеш, руах, нэшама, хая, ехида (НаРаНХа'Й).

Видно, что лишь ор хозэр, сила воли, сила сопротивления желаниям определяют состояние, духовную высоту кли. Чем на большее желание у кли есть сопротивление (масах), тем больше света может получить кли и тем выше оно, ближе к Источнику.

Отсюда еще раз видно, что по мере духовного роста человека у него появляются более низкие желания. Но это лишь потому, что он в состоянии преодолеть их... И соответственно этому человек возвышается.

ОЛАМ АДАМ КАДМОН

Итак, мы узнали, что:

1) Ор создал кли в пять этапов: кэтэр, хохма, бина, З'А, малхут.

2) Только последний этап – малхут называется кли – сознательное желание самонасладиться.

3) Наполненная светом малхут называется олам Эйн Соф.

4) Малхут сократила желание самонасладиться (Ц'А) – это состояние называется Олам Цимцум.

5) После Ц'А малхут решает получать только согласно силе своего масаха – силе преодоления желаний.

Итак, после Ц'А осталась опустошенная, без света малхут с желанием получать свет-наслаждение ради Творца. И если этого она не может, то не принимает свет вообще.

Свет, как и до Ц'А, согласно своему желанию насладить