Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

их ступеней, т.е. до самого Создателя. Это порядок постижения человеком Создателя, идущего по тем же ступеням, по которым проходило создание сверху вниз. То есть по уже готовому пути, и при постижении все более высших ступеней раскрываются во всей полноте и соответствующие им низшие.

Сверху вниз – порядок творения миров: духовных и нашего – конечного, материального мира.

Физическое выполнение законов творения – необходимое условие духовного развития, следующее из того, что исполнитель находится в нашем физическом мире.

Духовное выполнение законов творения – физическое выполнение является лишь необходимым условием, подготовкой к духовному выполнению. Необходима мысль, желание исполнителя путем их исполнения достичь цели творения – лишь тогда исполнение законов – инструмент, средство духовного совершенствования, как сказано Творцом: «Я создал в вас низменные желания и в противодействие им создал Тору».

Тора – как средство духовного самосовершенствования делится на две части:

– изучение физического выполнения законов;

– изучение духовного их выполнения.

Пути их действия в нашем и духовных мирах и их последствия. Лишь совмещением физического и духовного выполнения достигается необходимый результат. Каббала изучает пути духовного выполнения и следствие от совместного действия обеих частей.

Как следует из опыта, человек, достигший духовным развитием ощущения духовных миров, непосредственно, без чтения Торы получает о ней полное представление, поскольку все повествующееся Торой – суть законы миров.

Периоды Каббалы – с начала творения мира до разрушения второго Храма каббалисты «в открытую» занимались Каббалой. Все духовные силы ощущались в нашем мире более явно, наш контакт с духовными мирами был более значителен и тесен, в частности через Храм и проводившиеся в нем службы.

По мере нравственного падения общества мы лишились ощущения духовных миров, став недостойными (т.е. отличными по свойствам), и потому пал Храм и начался галут, и каббалисты уже втайне продолжали заниматься Каббалой, закрыв в нее доступ «недостойным».

Сказано в книге «Зоар»: «Желание Творца в том, чтобы не открывалась мудрость Его миру, но когда мир будет приближаться к дням Машиаха, даже детям откроются тайны Его и смогут высчитывать и изучать будущее, и в то время откроется Он всем».

Рабби Шимон бар Йохай был последним из Каббалистов догалутного периода и потому получил разрешение свыше написать книгу «Зоар».

Почти 15 веков Каббала была под запретом, пока не появился каббалист Ари, постигший всю Каббалу и открывший нам «Зоар», благодаря своим трудам: «…И в 600 лет шестого тысячелетия откроются наверху источники мудрости и польются вниз».

А каббалист Авраам Азулай (VI век) нашел в старинных рукописях, что «с 5300 года от сотворения мира могут заниматься Каббалой все в открытую, взрослые и дети, в будущем именно и благодаря этому придет Избавитель».

И как признак того, что мы находимся в конце дней мира, появился в наше время великий каббалист рабби Йегуда Ашлаг, который объяснил всю Каббалу понятным нам языком, методом, подходящим именно для наших душ.

Особенность Каббалы как науки заключается в том, что она включает в себя все знания о нашем мире (т.е. все науки во всей их нераскрытой полноте) как составляющие, поскольку изучает корни нашего мира, из которых он появился и управляется.

Душа – ощущаемое каждым свое «я», при подробном рассмотрении делящееся на наше тело, силу его оживляющую («животную» душу) и силу влечения к духовному (духовную, божественную душу), отсутствующую практически в духовно неразвитом человеке.

Тело человека и его «животная» душа – продукты нашего мира, и они достаточны для его познания через наши органы чувств. Развивая духовную душу (путем борьбы с «я» – эгоизмом) человек получает способность ощущения вне своего «я» («я» духовное, альтруистическое возникает из отрицания «я» эгоистического) и таким образом начинает ощущать извне более высокие, духовные колебания, пока не развивает свою духовную душу из «точки» до присущих ей «размеров».

Внутренняя суть Каббалы – по своему внутреннему содержанию это свет Создателя, исходящий от Него и по определенным законам доходящий до нас.

Закон ветвей – говорится в Каббале: «Нет зернышка внизу, чтобы не было его ангела наверху», т.е. силы, толкающей его к росту и развитию.

Все миры подобны друг другу – разница лишь в материале, из которого они созданы (чем выше мир, тем более «чиста» его материя), но законы их действия и формы одинаковы, и каждый последующий является точной копией – ветвью от