Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

миры БЕ'А. После грехопадения раскололась его душа на осколки, которые упали в клипот, делящиеся на 70 частей – народов. Смысл галутов (изгнаний) из Израиля (Ацилута) на чужбину в том, чтобы смешались евреи (альтруистические келим) с 70 народами мира, дабы выбрать из последних чистые души, упавшие от грехопадения в клипот.

Как сказано в Мидраш Раба, цель изгнания и существования народа Израиля среди народов мира состоит в том, чтобы произошло взаимное проникновение решимот.

Самая большая клипа называется Мицраим (Египет) – дурное побуждение человека, эгоизм). Поэтому Иосиф делал обрезание новообращенным, отторгал три клипот от кли кдуша.

В основном его желанием было исправить тех шедим, рухин (ведьм, дьяволов), что родились от извержения семени Адама, – так как это и есть самые высокие души, исправить которые в принципе возможно лишь посредством множественных кругооборотов душ.

Поэтому еврейский народ (ехуди – от слова «ихуд» – соединение, слияние с Творцом и от слова «миюхад» – особенный, так как освобожден от самолюбия, и лишь таких можно назвать ехуди) появился только с поколением Яакова.

Это народ, состоящий из душ, прошедших исправление в кругооборотах – гильгулим от Адама до Яакова. А с Яакова началось исправление душ, называемых баним (сыновья), относительно душ Авраама, Ицхака, Яакова, называемых авот (отцы).

В Египте все были египтянами. Но посредством работы над собой от общей массы отделилась часть – гой ми керэв гой – и стала отдельным народом. То есть нецуцим (часть Исраэль), упавшие в клипот (часть Мицраим), исправили – выбрали и подняли в Ацилут – часть клипот, и так появился народ Израиля.

25. Но до Потопа именно эти высокие души пренебрегали Творцом – в основном, как говорится в Торе, посредством извержения семени на землю. И частично были исправлены Потопом, действием света хасадим-маим, водой, передающей кли свои свойства.

Второй кругооборот этих душ произошел в дор афлага – поколении разделения людей на народы. Третий кругооборот произошел в жителях Сдома.

26. В человеке есть три души:

1) Нэфеш кдуша – святая душа, не нуждающаяся в исправлении, так как состоит только из хорошего и доброго.

2) Нэфеш Нога – состоит наполовину из добра и наполовину из зла, т.е. зависит от выбора нами наших поступков. Если они способствуют нашему исправлению (в таком случае поступок называется заповедь), то Нога присоединяется к нэфеш кдуша. Если же наш поступок эгоистичен (в таком случае он называется грех), то Нога присоединяется к третьей душе человека – нэфеш трех клипот.

3) Нэфеш трех клипот – часть души, которую нельзя исправить. Но постепенно, присоединяя вторую душу (Нога) к нэфеш кдуша, мы таким образом изолируем третью душу от света, и она отмирает.

Адам был сотворен без трех клипот. Таким образом, в нем клипа Нога была постоянно соединена с нэфеш кдуша. Поэтому и должен был согрешить, чтобы произошло смешивание всех клипот, и затем, путем выбора добра, отделения его ото зла и уничтожение зла.

Человек нейтрален. Он лишь ощущает действующие на него силы, а так как с момента рождения на всех нас действует сила (ангел), называемая ецер pa (дурное начало, эгоизм), то мы считаем, что возбуждаемый в нас эгоизм – наше личное природное начало, свойство тела. Если человек представляет себе, что все его желания – не его, а посылаемые, навязываемые ему извне, свыше, – ему намного легче противостоять своим желаниям.

Представьте себе, что вы уже находитесь «над землей», в духовных мирах, и смотрите на себя и на свое тело со стороны – видите, как оно постоянно диктует вам свои желания, которые вы тут же стремитесь удовлетворить, и так в течение всей жизни . И в конце-то концов это тело остается в земле. А вы – ваше «я», т.е. душа, – смотрите и поражаетесь, как это можно было заниматься всю жизнь такой бесполезной работой – ублажать то, что обречено на смерть?!

27. Мир А'К заполнил светом место от начала развития миров до своего табура. Олам Некудим заполнил место от табур до парса. Ацилут заполняет место от парса и до конца, до точки нашего мира, поднимая по просьбе праведников келим из миров БЕ'А к себе, над парса, и там наполняя их светом. Это выполняют парцуф З'А и парцуф Малхут мира Ацилут.

Поэтому Тора и начинается с них, так как повествует лишь о том, что относится к нам: «Вначале сотворил Бог небо (З'А) и землю (Малхут)». Малхут – это сумма всех душ, и то, что получает Малхут в зависимости от уровня, где она находится, то же получают и души, вызвавшие это ее состояние.

Любой парцуф – это в общем соотношение З'А и Малхут,