Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

кли стремится войти в малхут. Но масах, стоящий перед малхут, поначалу отталкивает весь приходящий свет, как бы говоря: «Сам я не хочу насладиться тобою, хотя весь горю от желания».

Этим малхут выполняет условия Ц'А. Закон, установленный в высшей стадии, является обязательным для всех низших, не желающих выйти из духовной среды. Как мы далее увидим, часть духовных объектов не смогла выполнить условия Ц'А и потому отделилась от духовного, образовав наш материальный мир.

После отторжения всего света, когда малхут убедилась, что может оградить себя от самонаслаждения, она желает стать подобной Источнику – Творцу, дать Ему наслаждение, как Он желает дать ей. Но так как малхут может совершить лишь два действия – получить свет или не получить, то она находит новый способ получения, способ, эквивалентный отдаче, – получить свет, но не ради себя, т.е. получить свет не потому, что она желает самонасладиться, а потому, что Творец желает дать ей наслаждение, т.е. создать для Творца условия сделать это.

И тогда малхут получает наслаждение не только от света, но и оттого, что Творцу приятно, что малхут получает свет.

Такое получение эквивалентно обратному действию – отдаче. Поэтому чем больше теперь малхут получает, тем больше «дает» этим наслаждение Творцу.

Но поскольку это действие противоречит природе самой малхут – ее желанию самонасладиться, то она в состоянии получить лишь небольшую порцию света.

Если до Ц'А малхут получила все 100% света, то после Ц'А масах ограничивает получение света в соответствии со своей силой воли, силой противодействия желанию и потому пропускает в малхут лишь часть, допустим 20% (случайная величина), от приходящего света.

Четыре стадии, рождающие малхут, находящиеся до масаха (в них находится весь приходящий свет – прямой свет – ор яшар, О'Я, и отталкиваемый, отраженный масахом свет – возвращающийся свет – ор хозэр, О'Х), образуют часть кли, называемую рош – голова.

Место нахождения масаха перед малхут называется пэ – рот. Здесь малхут решает, согласно жесткости, толщине, силе своего масаха, сколько света из находящегося в рош она может получить внутрь себя. Это количество света, допустим 20% от каждой из пяти стадий-сфирот (сфира – от слова светящийся), проходит через масах из рош в малхут.

Как уже указывалось, сама малхут также состоит из пяти частей, и в каждую из них она получает свет из соответствующей сфиры-стадии, находящейся в рош.

Заполнившаяся этим светом часть малхут называется тох – внутренняя часть.

Оставшаяся незаполненной часть малхут называется соф – конечная часть, так как здесь, в этой части кли ставит преграду, границу – соф, конец – на получение света.

Граница, разделяющая тох и соф, называется табур – пуп, а тох и соф вместе образуют гуф – тело.

Свет, заполняющий тох, называется ор пними, О'П – внутренний свет.

Оставшиеся снаружи 80% света называются ор макиф, О'М – окружающий свет.

Как уже указывалось, цель творения – получить с помощью масаха все 100% света (т.е. и 80% ор макиф) внутрь малхут. Такое состояние называется гмар тикун – конец исправления (эгоизма).

Но получение ради Творца, т.е. с помощью масаха – противоестественно природе кли, его стремлению к самонаслаждению. Поэтому лишь небольшими порциями – постепенно, последовательно, раз за разом преодолевая свою эгоистическую природу, кли может начать получать свет-наслаждение ради Творца.

Эти порции получения света и образуют парцуфим (духовные объекты, духовные тела). Серия из пяти парцуфим образует олам – мир, а серия из пяти миров образует творение.

Порционное получение света происходит следующим образом: после получения первой порции света тох – часть малхут от пэ до табура – наполнилась О'П. На табур, т.е. на то место, где малхут ограничивает дальнейшее получение света, действует двойное давление:

1) О'П изнутри как бы говорит: «Смотри, какие наслаждения даю я тебе, и какие есть еще в тех 80%, которые ты не согласна получить».

2) О'М «давит» на малхут снаружи, и малхут точно знает, какие наслаждения оттолкнула (так как должна была «взвесить» их).

Это двойное давление малхут не способна выдержать, постоянно находиться в таком состоянии не представляется возможным. А получить что-либо из 80% О'М – значит нарушить условие Ц'А. Поэтому единственная альтернатива для малхут – совершенно избавиться от света. И малхут исторгает свет, возвращаясь как бы к исходному состоянию.

Может возникнуть вопрос, как это малхут может устоять против 100% света, не принимая его вообще, а против 80% О'М не может устоять? Все дело в том, что