Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

бина, З'А, предшествующие малхут;

Б – сама малхут. Тох – кэтэр, хохма, бина, З'А в малхут. Соф – малхут в малхут.

В – масах.

После Ц'А и решения получать свет лишь согласно наличию масаха малхут условно изображается не в виде круга, а в виде линии (С), так как в состоянии получать лишь небольшие порции света,

Д – увеличенное по горизонтали изображение линии С (условное изображение малхут).

Все, что мы можем познать, о чем можем говорить, что можем исследовать, – лишь реакцию малхут на получаемый свет. То, что существует вне малхут, – вне нашего постижения.

ПЯТЬ УРОВНЕЙ ЭКРАНА

Надеюсь, читатель простит мне многочисленные отступления и побочные (вроде бы) рассуждения. Я повествую о сотворении миров, т.е. веду повествование сверху вниз, от Творца к человеку, от начала – Источника творения через все его стадии к цели творения – человеку в этом мире.

И если мой рассказ о творении будет содержать только информацию о строении мироздания – для этого не стоило бы и начинать писать книгу.

Ведь смысл, цель Каббалы (всей Торы и всего мироздания) не в повествовании о духовных мирах и процессах их творения, а в обучении человека правилам духовного восхождения – сближения, слияния со светом и его Источником.

Как мы узнали, для создания настоящего кли свет должен пройти четыре стадии:

0 – наслаждение – ор – кэтэр;

1 – первичное кли – хохма;

2 – отказ получать наслаждение – бина;

3 – компромисс – зэир анпин (З'А);

4 – настоящее кли – малхут.

Малхут получает свет от всех предыдущих стадий – от кэтэра, хохмы, бины, З'А. Таким образом, родившись, она постигает все, что было до нее: она родилась от З'А, З'А появился из бины, бина из хохмы, а хохма из кэтэра.

А так как постижение возможно только при получении информации – света – внутрь кли, то в самой малхут появляются пять подразделов (частей, отсеков), каждая из которых постигает, т.е. получает свет от определенной, соответствующей ступени, находящейся до малхут, и эти отсеки в малхут называются по именам (номерам) источников света.

Свет, получаемый в отсек кэтэр, находящийся в малхут, называется ехида; свет, получаемый в отсек хохма (в малхут), называется хая; свет, получаемый в отсек бина (в малхут), – нэшама; свет, получаемый в З'А (в малхут), – руах, и свет, получаемый в сектор малхут, находящийся в малхут, называется нэфеш.

Таким образом, в малхут есть пять различных видов, уровней желаний на пять разных входящих светов. Поэтому после Ц'А малхут создала пятислойный заградительный экран (масах), т.е. в масахе появились пять различных уровней плотности, жесткости (авиют) – пять сил отталкивания, отторжения света-наслаждения.

И как следствие отталкивания приходящих в малхут пяти лучей прямого света, рождаются пять лучей обратного, отраженного света. Как уже говорилось выше, этот отраженный свет – ор хозэр – условие последующего получения света внутрь кли. Поэтому когда нет в масахе силы оттолкнуть какой-либо из приходящих светов – видов наслаждения, то именно этот свет малхут, конечно, не может получить.

Чем сильнее наслаждение (чем больше свет), тем большую силу воли (жесткость экрана) должен иметь человек (кли, малхут), чтобы оттолкнуть это наслаждение (свет).

Итак, свет приходит через четыре стадии к малхут и ударяет в масах, стоящий перед ней. Малхут состоит из пяти отсеков – желаний с масахом соответствующей силы отталкивания в каждом. Самое слабое желание – в отсеке кэтэр, находящемся в малхут. Более сильное – в отсеке хохма в малхут и так далее, а самое сильное – в отсеке малхут в малхут.

Если в кли есть лишь масах силы 0, т.е. его максимальная способность сопротивления – на желание уровня кэтэр в малхут, то только в эту часть малхут может принять наслаждение – свет. А на остальные свои части должна произвести цимцум (сокращение, отталкивание света) и не получать: ведь если получит в них, то получит ради себя, и вследствие отсутствия масаха это будет самонаслаждение, запрещенное условием Ц'А.

Если же в малхут есть сила не получить ради себя, а получить ради Творца, т.е. она может противодействовать двум и более частям – «желаниям», находящимся в ней, то в них она, соответственно, и сможет принять свет.

То есть в зависимости от силы, жесткости масаха малхут может принять то или иное количество света. Таким образом, мы видим, что малхут использует из всей своей толщины (желаний) лишь ту часть, на которую у нее есть масах, и только эта часть заполняется светом, а остальные пустуют, вернее, в них есть ор хасадим, как в бине до Ц'А, т.е. наслаждение от слияния с Источником,