Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

душам праведников. Они, эти души, всего лишь кобылица в колеснице Фараона. Лишь раскрыв глаза, узрев Высшие Миры, можно понять, кто такие грешники Торы.

18. Средняя часть тифэрэт З'А – это место открытия, излучения ор хохма. И поэтому называется оно Древо Познания – Эц Даат. И именно в том, как используется эта часть З'А, и заключается отличие Кдуша от Тума.

Например, Билам пошел в Арарэй Кедэм к Аза и Азаэлю научиться у последних, как использовать эту часть З'А. Уровень Билама – на уровне выхода ор хохма из малхут Леи, и поэтому он зовется Билам, так как хотел ливлом (поглотить) этот свет.

Лаван же был дедом Билама, и его душа вернулась в Биламе, вызвав в нем желание с помощью трафим, как его дед, получить ор хохма. А без трафим он был как слепой и потому не знал, что Яаков убежал от него со своими женами и детьми (Тора. Берешит. Ваецэ, 39; 22). Кстати, Аза и Азаэль – это и есть те двое ангелов, уговаривавших Творца не создавать человека (см. четыре категории: милосердие, правда, справедливость и мир).

19. Также хэт Эц Даат – грехопадение Адама – произошло от использования средней части тифэрэт З'А. Опьяняющее вино – свет хохма, исходящий из соф (акваим, экев – пята, гематрия 172) Леи, опьянило Адама (анавим – виноград также в гематрии 172) и привело к желанию использовать среднюю часть тифэрэт З'А – Эц Даат, что запрещено до гмар тикун.

А если бы подождал Адам до субботы – состояния, соответствующего подъему миров до уровня гмар тикун, то смог бы и съесть плод с Эц Даат – Древа Познания. Но вследствие использования света хохма ради себя (так как еще отсутствовал экран на этот свет) упал со своего духовного уровня, и все его девять сфирот, кроме кэтэр, упали в клипот, так как возжелал, как возжелали Аза и Азаэль, света, светящего душам лишь в гмар тикун.

20. После первого грехопадения Адам продолжал грешить и дальше – и родились от него, таким образом, шейдим, рухин, лилин (разновидности нечистых сил, желающих света хохма для себя) – ведьмы, вандалы и прочие. Их рождение произошло прямо от Адама без участия Хавы – путем извержения семени, т.е. получения света хохма без нуквы-масаха, что считается грехом в Торе.

Сразу же за этим он пришел к Хаве, и она зачала Каина, т.е. Адам использовал экран и желал получить свет в состоянии кдуша, не ради себя. Но поскольку он был еще под властью прежних поступков, то родился Каин с дурными, эгоистическими склонностями. И произошло от него все то поколение, приведшее к Потопу.

И лишь от второго зивуга Адама с Хавой родился Эвель – парцуф кдуша. Затем Адам снова ушел от жены, извергал семя, т.е. получал свет хохма без нуквы-масаха, пока не вернулся снова к Хаве и зачал Шета.

21. Каин по своей природе желает свет хохма без света хасадим. Эвель, так как родился уже в кдуша, т.е. посредством экрана, желает прежде ор хасадим. Так как Каин старше, что значит выше по уровню, чем Эвель, то через него Эвель получает свет.

А если Каин не желает с помощью масаха получить свет, а без масаха передать свет Эвелю нельзя, то это равносильно убийству Эвеля, так как ор хохма – это ор хаим, свет жизни. А на вопрос Б-га, где Эвель, ответил: «Разве я сторож брату своему?» (Тора. Берешит 5; 9) – т.е. с какой стати я обязан снабжать, заботиться о нем, давать ему ор хохма?

22. Души от извержения семени, т.е. от исхода света с неба (захар), но не достигшие земли (некейва, нуква), т.е. масаха, – находятся как бы висящими в воздухе. И лишь потом вода, ор хасадим, может исправить их.

Потоп, как и другие кары Торы, – это не наказание, а всего лишь тикун – исправление. Так как эти души не получили должного кли – гуф, то все эти ведьмы, вандалы и прочие называются бестелесными. После потопа же эти души постепенно могут спускаться в наш мир, облачаясь в тела духовно новорожденных, и таким образом движется творение к гмар тикун.

Сам же Потоп – тикун, дабы отделить клипот, чтобы не властвовали в нас дурные мысли и можно было бы преодолеть соблазны самонаслаждения. Также десять Аругей Малхут – тикун, исправление тех десяти капель семени, выделившихся у Иосифа под влиянием жены Потифара (Тора. Берешит. Ваешев, 39).

23. Необходимо заметить, что именно души, родившиеся от семяизвержения, выше душ, родившихся с помощью нуквы-масаха, так как первые не ограничены масахом и связаны лишь с желанием захар (мужское начало, влияние, альтруизм, З'А) получить свет без облачения этого света в ограничивающую оболочку из ор хасадим. Но на подобные высокие души есть сильное влияние клипот-соблазнов.

24. Адам включает в себя все души и все