Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

два духовных объекта сливаются в один настолько, что невозможно отличить их один от другого. Различие в свойствах объектов дает величину их взаимного удаления – вплоть до противостояния друг другу, в случае противоположности свойств.

6. Поскольку Творец – источник наслаждения, а души – получатели этого наслаждения, то поневоле души пребывают в духовной удаленности от Творца. Желание Творца – давать, а желание души – лишь получать. То есть природа, суть, характер Творца и души противоположны, и поэтому с момента рождения душа максимально, полярно удалена от Творца.

7. Причина создания всех миров состоит в том, чтобы с их помощью все творение пришло к совершенству, каким является сам Творец. Если бы души оставались удаленными от Творца, как же можно было бы назвать Его совершенным?

И потому Творец последовательными сокращениями своего света создал все миры – вплоть до нашего мира, и поместил душу – малую порцию света в тело – оболочку из нашего мира. Выполнением законов Торы душа достигает слияния с Творцом и получает абсолютное наслаждение.

8. Но особенность Торы, позволяющая душе слиться с Творцом, действует лишь в том случае, если человек постигает Тору не ради вознаграждения, а ради того, чтобы доставить радость Создателю.

Тогда лишь душа, постепенно восходя по духовным ступеням, называемым мирами, достигает самого Творца. Восхождение заключается в постепенном приобретении нового духовного качества – альтруизма (в отличие от присущего душе эгоизма). Восходя по ступеням сфирот и миров, т.е. по мере сближения с Творцом, душа получает уготовленное ей наслаждение от света и, сверх того, от слияния с Источником.

9. Отсюда понятен смысл цитаты из книги «Зоар», что все миры созданы лишь ради человека. Первоначально миры создавались путем последовательных сокращений света – до нашего мира, чтобы поместить душу в тело, желающее лишь наслаждений.

Выполняя законы Торы, человек постепенно постигает свойство Творца – альтруизм, духовно поднимается по тем же ступеням, по которым душа спустилась в наш мир.

Духовные ступени – сфирот, миры – это величины, меры приобретенного альтруизма. Человек постепенно поднимается, пока не достигает качества совершенного альтруизма, без какого-либо желания самонаслаждения, лишь тогда душа абсолютно сливается с Творцом. Для такого состояния и создан человек. И потому все миры созданы лишь ради него.

10. Все миры, созданные последовательным сокращением – ослаблением света, абсолютно духовны, хотя мы и применяем для их описания такие материальные термины, как подъем, спуск, сдвиг, совокупление.

Зная это, можно без страха приступать к изучению Каббалы, так как основная ошибка начинающих изучать Каббалу – в овеществлении, материализации духовных объектов.

11. Из сказанного ранее ясно, что все ступени ослабления света существуют лишь относительно его потребителей – душ. И хотя свет Творца заполняет все творение равномерно, но лишь в зависимости от духовной близости к Творцу способна душа получить ту или иную порцию света.

Как скрывающийся за шторой человек остается самим собой, хотя и скрыт частично или полностью от других, так свет, исходящий от Творца, – один и тот же везде, но его скрывают от нас различные оболочки, называемые нами сфирот. Сфирот – это десять ослабляющих экранов, за которыми высший свет (сам Творец) скрывается от душ. И души могут постичь, т.е. получить свет, лишь в количестве, отмеряемом этими экранами-фильтрами.

12. Эти экраны-фильтры существуют лишь в мирах Брия, Ецира, Асия – там, где и существуют души. В более высоких мирах – А'К и Ацилут свет проявляется без каких-либо скрывающих оболочек.

13. Миры А'К и Ацилут существуют как необходимое звено для создания миров БЕ'А. Эти миры находятся в слиянии с Творцом, и от них душа получит свет в гмар тикун – в состоянии окончательного исправления.

14. Таким образом, ясно, что фильтры-сфирот, скрывающие свет Творца, не воздействуют на сам свет, а лишь ослабляют его относительно душ.

15. Поэтому везде и всегда можно выделить три категории: свет Творца, душа, свет, наполняющий душу. В душе-сосуде есть два противоположных свойства – сокрытие и раскрытие. Поначалу душа проходит этап полного сокрытия света. Но если душа становится достойной, то свойство сокрытия обращается в свою противоположность: чем грубее душа была изначально, тем больше света она сможет получить при исправлении своих удаленных от Творца свойств.

ДУХОВНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА

1. Все, что нам известно о творении, можно свести в следующие таблицы:

СФИРОТ МИРЫ