Михаэль Лайтман

Основы каббалы (Часть 1)

целью навредить и несет наказание, другой ударяет ножом с целью излечить (вскрывая рану, производя операцию) и получает вознаграждение.

Так же и в Торе: за умышленное убийство – смертная казнь, за неумышленное – возмещение ущерба, изгнание. Если выносить приговор в соответствии с абсолютными законами духовных миров, то наказание (духовное) должно следовать за каждой плохой мыслью человека. Так и происходит на самом деле.

Наше настроение, самочувствие также зависят лишь от мысленаправленности, а не от тяжести или особенности работы, материального состояния. Необходимо заметить, что человек властен лишь над своими физическими действиями, чувства он в состоянии изменить только через духовный мир.

Потому такое значение имеет молитва – по сути своей любое обращение, даже без слов, лишь сердцем, к источнику всего сущего, Творцу, перед которым все равны и желанны.

ДИАГРАММЫ

Поскольку духовный мир не ограничен рамками пространства, места, времени, перемещения, то все диаграммы следует понимать лишь как соотношения свойств духовных объектов, а не сами духовные объекты, их форму, поскольку таковой зрительно не существует.

1. Бесконечность

2. Цимцум

Но получив от света (дающего жизнь, наслаждения) его свойство и потому решив быть подобным Творцу, желание наслаждаться извергло все наполняющее его наслаждение, сократило, сжало себя от получения света (цимцум) и, таким образом, осталось пустым.

3. Кав

Только прекратив получать свет, желание наслаждаться перестало быть лишь получателем. Чтобы быть похожим по действию на Творца, необходимо давать наслаждение другим, как Он. Поэтому решено получать наслаждение (получать или не получать – только эти два действия возможны у создания), но не ради себя, а ради Творца, так как такое получение эквивалентно влиянию (отдаче).

Но так как невозможно одним разом исправить себя, переделать то, что сотворено Творцом, против своей природы, т.е. перейти из первого состояния к третьему, последнему (все получать лишь ради Творца), без промежуточных, – то эта работа, называемая Работа Творца (аводат аШем), происходит постепенно, в течение 6000 лет, каждой из 600 тысяч душ, т.е. последняя ступень созданного желания раздробилась и по времени и по количеству, поскольку лишь таким образом можно полностью переделать свою природу, и эта работа называется тикун келим (исправление сосудов, душ). Сотворение миров, душ, человека сверху вниз изучается в Талмуде Десяти Сфирот. Для начинающего основные понятия строения миров изложены в книгах «Наука Каббала», ТЭ'С. Путь снизу вверх, т.е. личное постижение духовного исправлением души, описан в остальных книгах данной серии, но практически возможен лишь под руководством опытного, признанного каббалиста.

Схема мироздания

Пресветлый, с вершин излучающий!

Там, за завесою экрана –

Тайны праведников открываются,

Светят вместе и свет, и тьма.

Как прекрасно познать Всевышнего,

Но остерегайтесь коснуться его –

И возникнет тогда пред вами

Та особая башня Оз.

Воссияет вам чудно истина,

Лишь ее уста изрекут,

А все, что раскроется в откровении, –

Вы увидите – и никто другой.

Рав Йегуда Ашлаг

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

А'А – Арих Анпин

А'Б – парцуф хохма в А'К

АБ'А – Ахор бэ Ахор

АБЕ'А – Ацилут, Брия, Ецира, Асия

АВ'И – Аба вэ Има

А'К – Адам Кадмон

АХА'П – Озен, Хотэм, Пэ

БЕ'А – Брия, Ецира, Асия

БО'Н – парцуф малхут в Ацилут

ВА'К – вав кцавот

Г'А, Г'Э – Гальгальта-Эйнаим

ГА'Р – гимэл ришонот

З'А – Зэир Анпин

ЗО'Н – З'А и нуква

КАХА'Б – Кэтэр, Хохма, Бина

КАХАБ'ТУМ – Кэтэр, Хохма, Бина, Тифэрэт, Малхут

М'А – парцуф З'А в Ацилут

МА'Н – Мэй Нуква

НаРа'Н – Нэфеш, Руах, Нэшама

НаРаНХа'Й – Нэфеш, Руах, Нэшама, Хая, Ехида

О'М – ор макиф

О'П – ор пними

О'Х – ор хозэр

О'Я – ор яшар

ПБ'А – паним ба ахор

ПБ'П – паним ба паним

ПАРДЭ'С – пшат, рэмез, друш, сод

Р'К – рацон лекабель

Р'Л