Даниил Андреев

Роза мира (Часть 3)

сложные

метаисторические узлы. Трансфизическое чудовище, стоявшее за

Инквизицией, начало действовать гораздо раньше, чем инквизиция

появилась на исторической арене, и вызвало своими действиями

раскол светлых сил. Одни из них стремились к очищению

христианства, но и среди них не было единства: внутри этого

стана определилось две направленности; первая - отразившаяся

крайне замутненно в Реформации вторая - во внутреннем, хотя и

слабом стремлении католичества к очищению церкви от гнусных

грехов предыдущего этапа. Другая же часть светлых сил сочла за

необходимость временно отойти от исторически сложившихся форм

христианства совсем, надеясь, что пути развития светской,

гражданственной гуманности Европа придет постепенно к новому

осмыслению идеалов Христа. Таким образом, Реформация и

Ренессанс оказались под знаком двух противных сил: только что

описанной силы светлых начал, лишившейся единства и общей

направленности, - и силы демонической. Естественно, что как

только ослабело внешнее религиозное принуждение, в

неподготовленную душу хлынули потоки из разных темных миров:

Мудгабра, Юнукамна, Дуггура. Усилилось влияние каросс. Немало

сделал и сам Урпарп. Расширение пропасти между наукой и этикой

инспирировалось, разумеется, им, дабы привести науку к полной

изоляции от нравственности, религии и вообще духовности. Над

этим старались специальные существа, игравшие роль как бы

темных даймонов. Они вмешивались и направляли деятельность даже

людей совершенно светлой воли; не свободны от их воздействия

были даже Коперник, Галилей и Декарт. За спиной Леонардо так

даймон стоял всю жизнь, хотя к концу его инвольтация была

подавлена влиянием Света. Входили, так сказать, в план

демонических сил и многие крупные художники Ренессанса,

например Тициан, но его стихийность и чрезвычайная

неотчетливость сознания помешали Урпарпу сделать из него такого

профанатора и соблазнителя, какого ему хотелось. Не вполне

чисто даже творчество Рафаэля. 'Энрофизация' представлений о

высших мирах Шаданакара - такое определение звучит прозаично и

плоско, но и творчество Рафаэля, и весь Ренессанс стоят под

знаком именно этого процесса. Несмотря на все художественные

достижения, это был некоторый шаг назад, хотя и логический, и

неизбежный, если не забывать - никогда не забывать! - о

трагических последствиях недовершенности миссии Христа.

Вожди протестантизма свернули на путь не обогащения мира

религиозных идей, прозрений и чувств, а его обеднения за счет

извергаемых из него элементов мистериальных, магических, а

также за счет ослабления роли элемента

религиозно-эстетического. При этом в пылу борьбы с Римом были

отвергнуты и какие бы то ни было надежды на духовное

руководство государством со стороны религиозно-нравственных

инстанций, хотя бы только как мечта о далеком будущем. Эта

ущербленность протестантизма не могла окупиться частичным

оправданием мирского начала, потому что связывалась не с

ограничением исключительных требований аскетической духовности,

а с полным отказом от этих начал, и потому еще, что у самого

мирского начала отнимали перспективы его преобразования и

просветления. Лютер исказил свое долженствование и самозванно

присвоил миссию. Он мог бы стать папой, ему была бы дана власть

для очищающих реформ. Вместо этого он сделал то, что сделал: он

оказался повинен в дроблении Западной церкви и в духовном

опустошении отколовшейся ее половины. Неудивительно, что ему

пришлось испытать нисходящее посмертие и лишь к нашему времени

подняться до Синклита Германии.

Дальнейший ход культурно-исторических процесс на Западе

показал, что протестантизм, в сущности оказался очередной

ступенью общего, с раннего Ренессанса начавшегося и через

гуманизм прошедшего движения - так сказать,

'обезрелигиозирования' жизни (да извинят меня за еще одно

неуклюжее слово; постараюсь его не повторять). Развеется, сами

деятели Реформации не могли этого знать и понимать, но такова

была объективная направленность их деятельности, субъективно

истолковывавшейся ими, конечно, совершенно иначе. Это мчался

над христианским человечеством Красный Всадник Апокалипсиса -

тот самый, в конце пути которого живет наше поколение.

Следующей