Даниил Андреев

Роза мира (Часть 3)

задумывавшегося над высшей правдой иноческого пути и,

следовательно, над искупительным смыслом отречения от престола,

- такого человека эта работа духа неотвратимо должна была

привести к выводу, переворачивающему жизнь в самых ее основах и

уводящему судьбу из поля зрения истории в сумрачную и

таинственную даль.

ГЛАВА 4. ПОДВИГ

- Государственность отягощена первородным грехом; озарить

ее невозможно. - Вот в какую формулу, мне думается, мог бы он

облечь субъективный опыт царствования, невольно пользуясь

традиционными понятиями христианства.

Он сам - и как монарх, и как нарушитель в кровавую ночь на

12 марта этических основ ради благополучия и себя самого, и

своей державы, - он сам вдвойне стал носителем этого

первородного греха аморальной государственности. Он чувствует

себя ответственным и за тех, кто царствовал до него, и за тех,

кому суждено царствовать в будущем. Может ли он эту

ответственность оправдать, оставаясь на престоле? Но то

облагораживание государства, какое вообще осуществимо

практически, грозит расшатыванием всех скреп, революционным

взрывом, крушением всего. К какому-либо иному просветлению нет

объективных путей; да у отцеубийцы все равно не было бы на то

субъективного права.

Есть иная правда - надгосударственная. Единственная, в

которой он незыблемо убежден. Покаяние - любовь - духовное

делание для человечества во имя Божие.

Что же: торжественное отречение от престола ради

монастыря? Но он - не Карл V. Превратить интимнейшую драму

судьбы и души в театрально-мистический маскарад на глазах всего

мира... О, только не это! Монастырь - да, но уйти так, чтобы об

этом не подозревал никто. Оставить державу тем, кто еще молод,

исполнен сил, не знает угрызений совести, не заклеймен

преступлением, не догадывается об этих страшных дилеммах этики

и религии. Уйти! Уйти безвестным странником, по пыльным

дорогам, из села в село. Какой для него отрадой было бы просить

милостыню! Но он лишен права даже на это. Богатейший из

монархов земного шара, в нищенском рубище, клянчит грош у своих

подданных: что за недостойная комедия!.. Нет. Посвятить в тайну

двух-трех людей - без этого не удастся ничего устроить, - в том

числе императрицу Елизавету. Она поймет. Она оправдает и

поможет. И уйти так, чтобы все 40 миллионов подданных думали,

что он почил. Чтобы закрытый пустой гроб был опущен на глазах у

всех в усыпальницу царского дома.

Когда-то, в минуту величайшей опасности для его страны, он

обмолвился, что лучше отпустит себе бороду и уйдет в сермяге по

дорогам, чем покорится врагу. И вот наступило время не слов, а

дел. Враг теперь - не император французов, а сам демон

великодержавия, но уйдет он от него именно так. В армяке или в

чуйке, как простой мещанин, доберется до намеченного монастыря.

Постригаться ему еще рано: сперва нужен послух. Поступить в

послушание к одному из подвижников, которые прославили себя

мудростью и чистотой жития. Молиться всю оставшуюся жизнь,

очищая себя и искупая. Молиться за Россию. За грешный, кровавый

царский род. За просветление его; за умудрение его; да минует

внуков и правнуков чаша возмездия! А если этого не суждено,

пусть зачтется им на суде загробном эта малая лепта, которую

принесет он. За них! за всех! за весь народ, уже покрытый тенью

чего-то неведомого, стоящего впереди, - чего-то непостижимо

страшного.

Конечно, ход его мыслей не мог быть точно таким: я

привношу оттенки, свойственные моему сознанию. Нельзя найти

никаких указаний на то, что он сознавал или отчетливо

чувствовал существование демона государственности и демиурга

как трансфизических личностей, как иерархий. Кроме того, его

должна была долго мучить идея, глубоко вкоренившаяся в

церковном, в конфессиональном сознании: идея о том, что тот,

кто помазан на царство, не имеет права добровольно сложить с

себя корону - никогда и ни при каких обстоятельствах, ибо это

равнозначно предательству задач, возложенных на него свыше.

Вероятно, эта идея долгое время препятствовала ему совершить

роковой шаг. Препятствовала до тех пор, пока он не ощутил

явственно, что с тех сил, которые руководят его государством,

Божие благословение снято и, очевидно, навсегда. Надо полагать,

что только тогда он почувствовал себя вправе