Даниил Андреев

Роза мира (Часть 3)

По теории вероятности,

шансы в пользу того, чтобы таким человеком оказался именно

царевич, близки к нулю.

А между тем в условиях XVII столетия переворот, подобный

перевороту Петра, мог осуществить только великий

государственный гений при одном непременном, однако, условии:

законности его власти в глазах современников. Гораздо более

скромные начинания Бориса и Лжедмитрия, имевшие в виду

сближение России с Западом, не были прощены русскими ни тому,

ни другому и послужили одной из причин этих двух

преждевременных смертей. Конечно, масштаб государственного

разума этих двух государей далеко уступает гению Петра, но

никакому узурпатору, будь он хотя бы и столь же гениален, как

Петр, общество той эпохи, еще полностью проникнутое древней

идеей родового права на власть, не позволило бы, конечно,

опрокидывать вековые общественные устои.

Однако науке сегодняшнего дня, догматически отрицающей

телеологию истории, приходится и этот факт обходить молчанием.

Как всегда в подобных случаях, она притворяется, будто вопросы

такого рода не имеют смысла. Она прекрасно понимает, что при

исключительно каузальном подходе к явлениям она не сможет

произнести в объяснение этого факта ни единого звука.

Такое положение современного историка - историка в

собственном значении этого слова - совершенно закономерно. Для

него применение к историческим фактам принципа телеологического

невозможно и в самом деле: какая методика позволила бы ему

подходить к фактам с вопросом 'зачем'? С крутого берега этого

вопроса ему не видится ничего, кроме безбрежного моря фантазии.

Но метаисторику нет надобности суживать свои возможности

до границ, очерченных каузальным подходом. Для него - с

крутизны вопроса 'зачем' - тоже открывается море, но не

фантазии, а второй действительности. Никаким фетишем он

каузальность считать не намерен и ко многим проблемам подходит

с другой стороны, именно - с телеологической. В частности, о

зависимости характера и способностей от условий рождения и

детства. Если же историку будет угодно не видеть коренного

различия между игрой фантазии и метаисторическим методом - не

будем, по крайней мере, лишать его того утешения, которое он

почерпнет в идее, будто сидение в клетке каузальности есть

последнее и блистательнейшее достижение на пути познания.

По-видимому, подготовительная работа демиурга и кароссы

Дингры над эфирно-физическою формой или, вернее, аппаратом,

который был бы способен вместить столь колоссальную инвольтацию

и осуществить ее задания, началась очень давно - за несколько

поколений в роду отца царевича и в роду его матери. Процесс

этой подготовки находится, конечно, вне поля зрения

метаисторика; ему представляется возможность проследить только

самый конец его - провиденциальность обстоятельств детства и

юности Петра, его личность досоздавших.

Задачи преобразователя должны были потребовать от него

исполинского напряжения физических сил. И детство Петра в селе

Преображенском, вырывая его из тепличной атмосферы дворца, где

захирели оба его брата, закаляет его тело и представляет

возможность для любых физических упражнений, в том числе и для

таких, какие кажутся его современникам совершенно неуместными

для царевича.

Будущему реформатору понадобится величайшая независимость

ума, привычка к отсутствию авторитетов и к самостоятельному

мышлению. И вот ни в детстве, ни в отрочестве не допускается в

его окружение ни один человек, по своим интеллектуальным и

волевым качествам способный хотя бы на время подменить в

мальчике самостоятельную умственную работу слепым доверием к

авторитету.

Невероятные задачи царствования потребуют от него

неслыханных, чудовищных, почти неосуществимых форм поведения.

Ему придется сбросить царское облачение и, засучив рукава,

подавать пример плотникам, кораблестроителям, кузнецам,

столярам - мастерам всевозможных ремесел. И в том же

Преображенском возникают условия, вполне отвечающие потребности

будущего царя - не только приучить себя к трудам подобного

рода, но и практически изучить некоторые из них.

На смену боярству ему придется находить талантливых

разночинцев, а вместо стрелецкого войска создать - неизвестно

как и откуда - новую армию, отвечающую