Даниил Андреев

Роза мира (Часть 3)

- можно, и я

показал, как.

Только теперь можем мы возвратиться к окончательному

разъяснению проблемы об отношении второго уицраора к мировому

пространству.

Итак, почему же все-таки в плане метаисторическом надо

считать ошибкой утрату такой пустынной, далекой, трудно

сохранимой территории, как Русская Америка? И почему

неосуществленному выходу в Индийский океан придается здесь

такое значение?

Но ведь уже было упомянуто дважды об эпохальной задаче,

поставленной перед российской государственностью: заполнение

пространства между всеми культурами, ныне существующими.

Заполнение - значит теснейшее соприкосновение со всеми ними,

совместный обмен духовных излучений и, следовательно, не только

внешнее сближение, но и взаимное духовное обогащение.

Упорное, ни перед какими затратами не останавливающееся,

ускоренными темпами идущее освоение Русской Америки не могло бы

не повлечь за собой возникновение теснейших, огромной важности

культурных узлов между Россией и восходящей, одаренной

огромными потенциями молодой культурой Соединенных Штатов.

Весьма возможно, что Русская Америка, обогащенная открытием

золота в ее недрах и пользуясь выгодами своей удаленности от

метрополии, отделилась бы и образовала как бы вторую Россию,

несравненно меньшую, но передовую, предприимчивую и, главное,

демократическую. Обратное культурно-идеологическое воздействие

ее на самодержавную метрополию активизировало бы силы

освободительного движения в империи, придало бы ему совсем иную

окраску, и к середине XX столетия, вместо изнемогания под

тиранической властью третьего Жругра, русские достигли бы уже

более гармонического строя и более нравственного, мягкого и

справедливого уклада жизни.

Выход на Индийский океан, в соприкосновение с

арабо-мусульманской культурой не на ее захолустных окраинах,

какими сделались Средняя Азия и Азербайджан, а у подлинных

очагов этой культуры и, что еще гораздо важнее, в

непосредственное соседство с неисчерпаемыми духовными

богатствами высокоразвитых культур индийской и индо-малайской -

все это привело бы неизбежно к установлению сперва торговых, а

потом и тесных культурных связей со всеми странами

индоокеанского бассейна. Близкое ознакомление с накопленными и

созидающимися ценностями этих культур, со всем разнообразием и

яркостью их психологических, социальных, религиозных,

художественных обликов, с историческим и духовным опытом,

который хранит каждая из них в своей литературе и быте,

философии и религии, искусстве и нравственности, - все это так

раздвинуло бы горизонт мыслящих слоев российского сверхнарода,

что от его континентального полуевропейского провинциализма не

осталось бы и следа. Двести лет продолжалось у нас культурное

паломничество на Запад. Оно было необходимо, неизбежно, глубоко

осмысленно и оправданно. Но исключительность этой обращенности

русского взора на Западную Европу лишила русских возможности

сопоставлять облики и ценности различных равновеликих культур;

плоскостность и утилитаризм новейшей европейской цивилизации

были восприняты широкими слоями как своего рода жизненная

философия, как мироотношение, и удручающие последствия этого

весьма далеки от своего изживания до сих пор. Культурное

паломничество на Восток, к тысячелетним очагам духовности,

ослабило бы воздействие этой клингзоровской стороны западного

духа, уравновесило бы его тем идеализмом и той необходимой

созерцательностью, без которых народная энергия оказывается

обращенной на достижение только материальных благ, а ум - на

постижение только рассудочно очевидных истин. Русские умеют

хорошо ассимилировать. В ассимилированные же формы они вливают

новое содержание; в итоге возникают совершенно своеобразные

создания культуры и цивилизации. Примеров множество. Вспомним

хотя бы о русской литературе, которой мы по праву гордимся,

одной из глубочайших литератур: ведь жанры, в которых она жила

и живет, заимствованы с Запада. Мало того: именно лишь после их

ассимиляции родилась великая русская литература. Если же

свершилось бы то, о чем я говорю, русская литература

обогатилась бы новыми темами, жанрами, приемами, сюжетами, и

они оказались бы адекватны идеям и образам тех шедевров,

которые в действительности