Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

может осознать Его" [Мано на мануте, Манаса на матам, и Манасайведамаптавьям]1. Как примирить все эти противоречия?

М. Атман осознаётся мрита манасом (мёртвым умом), т. е. умом, лишённым мыслей и повернутым вовнутрь. Тогда ум видит свой собственный источник и становится ТЕМ (Атманом). Здесь уже нет субъекта, воспринимающего объект.

В тёмной комнате необходимы лампа для освещения и глаза для познания объектов, но, когда взошло солнце, в светильнике вообще нет нужды. Чтобы видеть солнце, лампа также не нужна, достаточно повернуться к самосветящемуся солнцу.

То же и с умом. Чтобы видеть объекты, необходим отражённый свет ума, но, чтобы видеть Сердце, достаточно повернуть ум к Нему. Тогда ум утрачивается и впредь сияет только Сердце.

93 [100]. Позднее Шри Бхагаван процитировал несколько стихов из Кайвалья Наваниты и объяснил их:

А

Высочайшее

(Абсолютное Знание; свидетель; сердцевина, сияющая Сама по Себе; Сердце; Атман)

?

индивидуум

[джива, тот, кто познаёт, состоящий из вритти (видоизменения ума) и отражённого света, в скрытой форме]

?

внутренний интеллект и ум, обращённый вовне

[буддхи и манас, состоящие из вритти и ростка отраженного света;

это – антахкарана (внутренний орган)]

?

видоизменения, общеизвестное

принимающие форму объектов

вместе всё это формирует мир таким, каким мы его воспринимаем

Б

Атман (Чистое Знание)

?

джива (праматр = познающий)

?

интеллект и ум

(прамана – восприятие)

?

видоизменения, знание

видимые как объекты (пхала чайтанья)

Видоизменения ума принимают форму внешних объектов, и свет, отражённый от этих видоизменений, освещает объекты. Сейчас, не обращая внимания на видоизменения ума, будем искать свет, освещающий их. Ум успокаивается, а свет остается самолучезарным. Волнующийся ум (т. е. ум, связанный с раджасом – активностью и тамасом – темнотой) обычно и известен как ум. Свободный от раджаса и тамаса, он чист и сияет сам по себе. Это и есть Само-реализация. Ум поэтому и называют средством для Само-реализации.

В

Чистое Сознание

(считается Вечным, или Вездесущим, Свидетелем)

?

(антахкарана)

Внутренний орган + отражённый свет (джива; праматр)

?

видоизменения вместе со светом считаются тем, что известно

[прамейя]; из них – объекты являются грубыми, а свет именуют

пхала чайтанья

Г

Внутри дживы внутренний орган [антахкарана] состоит из:

саттва раджас тамас знание

свет видоизменения ума

интеллект,

ум грубые объекты

мир Подобным образом для космоса:

Космический ум (Вечное Существо)

саттва раджас тамас Ишвара

Господь