Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

Необходимо ли принять ванну, если мы прикасались к мертвым телам?

М. Тело – это труп. Пока человек находится в контакте с ним, он должен купаться в водах Атмана.

П. Если адвайта является конечной (Истиной), то почему Мадхвачарья учит двайте?

М. А ваше Я – это двайта или адвайта? Все системы согласны с отдачей себя. Сначала достигните её, а затем будет время судить, чья точка зрения верна, или наоборот.

П. Почему Вы не проповедуете людям, чтобы установить их на правильном пути?

M. Сами вы уже решили, что я не проповедую. А знаете ли вы, кто я и в чем проповедь состоит?

П. Разве не безжалостно брить головы вдовам брахманов?

М. Об этом можно спросить у реформаторов или прочесть в Дхарма шастрах. Реформируйте сначала себя, и давайте потом позаботимся об остальном.

17 ноября

283. Как можно стать незапятнанным связями [джитасангадоша]?

М. Сат-сангом (общением с мудрым).

"Сат-санг ведет к непривязанности, непривязанность – к освобождению от иллюзии, после чего достигается та Реальность, которая и даёт (состояние) дживанмукти [Освобождение при жизни]"

Сатсангатве ниссангатвам, ниссангатве нирмохатвам, нирмохатве нисчалататвам, нисчалататве дживанмукти

Сат-санг означает санга [связь] с Cam. Cam есть только Атман. Тому, у кого сейчас нет понимания, что Атман – Cam, нужно искать общества Мудреца. Это и есть сат-санг. Результатом будет внутренняя сосредоточенность. Затем откроется Cam. Для кого эта связь? Для кого непонимание [доша]?

П. Для Атмана.

М. Нет. Атман чист и ничем не затрагивается. Загрязнения влияют только на эго.

П. Может ли душа оставаться без тела?

М. Она будет без тела лишь недолго – в глубоком сне. Атман – бестелесен. Даже сейчас это так.

П. Может ли санньясин оставаться среди сансары?

М. Пока кто-то думает, что он – санньясин, он – не санньясин. Пока человек не думает о сансаре, он – не пребывающий в сансаре [сансарин]; другими словами, он – санньясин.

18 ноября

284. П. В Шримад Бхагавад-Гите сказано: "Осознай Атман чистым интеллектом, служением Гуру и исследованием"1. Как совместить эти требования?

М. "Ишваро Гуруратмети" – Ишвара, Гуру и Атман тождественны. Вы ищете Гуру, думая, что он отличается от вас, пока даёт себя знать чувство двойственности. Тем не менее он учит вас Истине, и вы приобретаете интуицию.

П. Будьте добры, объясните:

ахамеко наме касчит нахаманьясья нахам

пасьями ясьяхам там на пасьями ё мама

(Я – один; нет ничего моего; Я – ничей; Я никого не вижу, чей Я, кто мой).

М. Эта шлока встречается в различных Писаниях,