Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

(слабые) умы других с вселенским (сильным) умом внутреннего тайника. Такое редкое существо именуют ГУРУ, или Бог в проявлении.

19 мая

182 [189]. Г-н М. Оливье Лякомб, француз средних лет, приехавший в Индию по заданию Института индийской цивилизации Парижского университета, прибыл сюда из Французской Индии1. Он хотел также встретиться и с Махарши; он пробыл в Ашраме около трех часов. В своё время он читал в санскритском оригинале Бхагавад-Гиту, Упанишады и Брахма-сутры с комментариями Шри Шанкары и Рамануджи. Этот посетитель спросил: Учение Махарши совпадает с учением Шанкары?

М. Учение Махарши выражает только его собственный опыт и осознание. Другие находят, что оно соответствует учению Шри Шанкары.

П. Вполне согласен. Можно ли то же осознание выразить по-другому?

М. Каждый осознавший Себя будет использовать свой собственный язык.

Шри Бхагаван добавил: Самый лучший язык – МОЛЧАНИЕ.

П. Что Махарши скажет о хатха-йоге или о тантрических практиках?

М. Махарши не критикует ни один из существующих методов. Все они хороши для очищения ума. Ибо лишь очищенный ум способен усвоить его метод и упорствовать в практике этого метода.

П. Какая из различных систем йоги – карма, джняна, бхакти или хатха – является наилучшей?

М. Посмотрите стих 10 Упадеша Сарам2. Пребывание в Атмане отвечает высшему смыслу всех этих систем йоги.

Махарши добавил: Во сне без сновидений нет ни мира, ни эго, ни несчастья. Но Атман (Я) остаётся. В состоянии бодрствования всё названное выше присутствует; и опять же присутствует Я. Следует только удалить преходящие случайности, чтобы осознать всегда присутствующее блаженство Атмана. Ваша природа – Блаженство. Найдите то, на которое наложено всё остальное, и тогда вы останетесь в чистом Я, Атмане.

П. Да. Это отвечает удалению чуждых ограничений для выявления вечно присутствующего Я. Это как раз то, что говорит Шанкара.

М. Именно так. (В сторону) Он понимает.

П. Как стремящийся должен выполнять свою повседневную работу?

М. Без отождествления себя с деятелем. Например, собирались ли вы посетить это место, будучи еще в Париже?

П. Нет!

М. Вы видите, как вы действуете без намерения поступить именно так? Гита говорит, что человек не может оставаться без действий. Желаете вы того или нет, но цель каждой жизни будет достигнута. Пусть эта цель исполняется сама.

П. Почему упоминают столько методов? Например, Шри Рамакришна говорит, что бхакти является лучшим средством для спасения.

М. Это высказывание соответствовало точке