Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

Нет наслаждающегося, чтобы получать наслаждение. Радующийся и радость – оба погружены в Сознание.

П. В обыденной жизни есть и боль и наслаждение. Следует ли нам стремиться только к наслаждению?

М. Наслаждение – это поворот ума вовнутрь и хранение его там; боль – это отпускание ума вовне. Существует только наслаждение. Его отсутствие именуется болью. Человеческая природа есть наслаждение – Блаженство [ананда].

П. Блаженство – это душа?

М. Душа и Бог – только умственные понятия.

П. Бог – это лишь понятие ума?

М. Да. Думаете ли вы о Боге в глубоком сне?

П. Но глубокий сон является состоянием тупости.

М. Если Бог реален, то Он должен оставаться (с вами) всегда. И в глубоком сне, и в бодрствовании вы остаетесь тем же (вашим Я). Если бы Бог был столь же истинен, как ваше Я, то Он существовал бы в глубоком сне так же, как Я. Но эта мысль о Боге возникает только в состоянии бодрствования. Кто думает сейчас?

П. Я думаю.

М. Кто есть это "Я"? Кто говорит это? Тело?

П. Тело говорит.

М. Тело не говорит. А если говорит, то говорит ли оно в глубоком сне? Кто есть это "Я"?

П. Я внутри тела.

М. Вы находитесь внутри тела или снаружи?

П. Я определенно нахожусь внутри тела.

М. Знаете ли вы об этом, когда крепко спите?

П. Я остаюсь в своем теле также и в глубоком сне.

M. Сознаёте ли вы свое пребывание в теле, когда крепко спите?

П. Глубокий сон – это состояние тупости.

М. Истина состоит в том, что вас нет ни внутри, ни снаружи. Глубокий сон – естественное состояние бытия.

П. Тогда глубокий сон должен быть лучшим состоянием, нежели это (бодрствование).

М. Нет ни высшего, ни низшего состояния. В глубоком сне, в сновидении и в состоянии бодрствования вы определённо являетесь тем же самым. Глубокий сон – это состояние счастья; там нет несчастья. Чувство нужды, боли и т. п. возникает только при бодрствовании. Что изменилось? Вы – тождественны в обоих состояниях, но есть разница в счастье. Почему? Потому что сейчас поднялся ум. Этот ум возник после "я"-мысли. А "я"-мысль поднимается из сознания. Если человек пребывает в нём, то он всегда счастлив.

П. Глубокий сон – это состояние, когда ум спокоен. Я считаю его худшим состоянием.

М. Если так, то почему все жаждут глубокого сна?

П. Тело, когда устает, спит очень крепко.

М. Тело спит крепко?

П. Да. Это как раз то условие, когда одежда и прорехи тела чинятся.

М. Пусть так. Но само ли тело крепко спит или просыпается? Вы сами только что сказали, что ум спокоен в глубоком сне. Эти три состояния являются состояниями