Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

по-своему. В чем состоит величие Камбара, если сравнивать с птицей, которая так замечательно строит свое гнездо, червями, выделяющими смолу, пчелами, строящими соты, муравьями, строящими города, и пауком с его паутиной?"

После этого Бхагаван начал описывать их поведение.

М. Живя на Горе, я видел хижину, построенную из грязи и камней, крытую соломой. Там водились термиты, доставлявшие постоянное беспокойство. Крыша была снесена, а стены разрушены, чтобы избавиться от грязи, в которой ютились термиты. Я видел, что полости, защищённые камнями, были превращены в их города. Они шли вдоль края плохо оштукатуренных стен, и там были дороги к соседним городам, которые также подобным образом окаймлялись штукатуркой. Дороги хорошо виднелись на стенах. Внутренность каждого города состояла из отверстий, в которых жили муравьи. Вся стена таким образом была занята белыми муравьями, разрушившими кровлю наверху.

Я также наблюдал одного паука, когда тот создавал свою паутину. Он был виден сначала в одном месте, затем в другом и снова в третьем. Волокно устанавливалось им во всех этих точках. Паук движется вдоль паутины, спускается, поднимается, идет кругами, кругами, и паутина готова. Она носит строго геометрический характер. Сеть разбрасывается утром и сворачивается вечером.

Подобным образом и осы строят свои гнезда из смолистых выделений.

Отсюда видно, что каждое животное обладает каким-то удивительным инстинктом. Учёность Камбара не должна удивлять, поскольку на всё – воля Бога, как это происходит и в других случаях.

268. Д-р Хафиз Саид: Что такое спасение? Как Христос понимал его?

М. Спасение для кого? И от чего?

П. Спасение человека, спасение от печалей и страданий этого мира.

М. Чьи это печали и т. д.?

П. Ума.

М. Но разве вы – ум?

П. Сейчас я объясню, как этот вопрос возник. Я медитировал и начал размышлять о Милости, которую Христос выказал некоторым почитателям, получившим спасение. Я считаю, что Шри Бхагаван похож (на Христа). Разве спасение не есть результат подобной Милости? Вот что я хотел сказать своим вопросом.

М. Да. Верно.

П. Брошюра "Кто я?" говорит о сварупа дришти [рассматривание сущности]. Но тогда здесь должны присутствовать видящий и видимое. Как тогда это можно согласовать с Конечным Единством?

М. Почему вы спрашиваете о спасении, свободе от печалей и т. п.? Тот, кто спрашивает об этом, также и видит всё это. Суть в следующем. Дришти [рассматривание] – это сознание. Оно образует субъект и объект. Может ли дришти быть отдельным