Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

– Атман (Я).

В глубоком сне ум поглощен, но не уничтожен, и это поглощенное появляется вновь, что может случиться даже в медитации. Но разрушенный ум снова появиться не может. Цель йогина должна заключаться в том, чтобы уничтожить ум и не допустить погружения в лайю. В покое дхьяны иногда возникает состояние лайя, но этого недостаточно. Для уничтожения ума она должна дополняться другими практиками. Некоторые люди уходят в йогическое самадхи с пустяковой мысли и пробуждаются от лайи через длительный срок, по-прежнему волоча ту же мысль. Между тем в мире сменилось не одно поколение, а такой йогин всё еще не уничтожил свой ум. Действительное разрушение ума состоит в том, чтобы не признавать его существующим отдельно от Атмана. Даже сейчас ума нет. Осознайте это. Как же это сделать, если не в ежедневных активностях? Они продолжаются автоматически. Познайте, что ум, содействующий им, не реален, он только призрак, исходящий из Атмана. Так и уничтожается ум.

70 [77]. Учитель, ссылаясь на Библию при цитировании: "Остановитесь и познайте, что Я Бог"1, обнаружил в "Екклезиасте":

"Человек одинокий, и другого нет"2 и "Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую"3.

71 [78]. Человек из Масуллы спросил Учителя: Как осознать Себя?

М. Каждый имеет опыт Я каждое мгновение своей жизни.

П. Но как бы человек ни хотел, Я не осознано.

М. Да. Теперешнее переживание – это випарита – отличное от реального. То, чего нет, путают с тем, что есть.

П. Как найти Себя, Атман?

М. Невозможно исследовать Атман (Я). Исследовать можно только не-Я ("я"). Единственно возможно только уничтожить не-Я. Истинная природа, Я, будучи всегда самоочевидной, воссияет Сама Собой.

Истинную природу, Я, называют различными именами – Атман, Бог, кундалини, мантра и т. д. Держитесь любого из них, и Я проявится. Бог – не что иное, как Я. Кундалини сейчас выступает как ум. Когда ум отслеживается до своего источника, тогда он – кундалини. Мантра джапа ведет к устранению других мыслей и к сосредоточению на мантре. В конечном счете мантра погружается в Я и впредь сияет как Я, Атман.

П. Чтобы достичь Само-реализации, надолго ли нужен Гуру?

М. Гуру необходим до тех пор, пока есть лагху (легкий, несерьезный, невежественный; здесь игра слов, ибо "Гуру" означает также и "тяжелый").

Это невежество обусловлено всамделишным, но ошибочным ограничением Атмана. Как результат поклонения Бог дарует почитателю неуклонную преданность, ведущую к отдаче. Когда тот отдает себя, Бог показывает Свое сострадание,