Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

М. А где мы находимся сейчас? Разве мы отделены от Бхагавана? И сансара и мы – полностью в Бхагаване.

П. Но это уже переживание джнянинов. Дифференциация остается, пока не взошла джняна. Поэтому сансара для меня и присутствует.

М. Самскара [предрасположенность] и есть сансара [цикл рождений и смертей].

П. Правильно. "Всё это есть Васудэва" – эта истина забыта нами. Поэтому мы и не можем отождествить себя с Богом.

М. Где забывчивость?

П. Похожа на сновидение [свапна].

М. Чье сновидение?

П. Дживы.

М. А кто джива?

П. Джива принадлежит Высочайшему Я [Параматма].

М. Тогда пусть Параматма и спрашивает.

П. Я проясню своё сомнение посредством некоторого примера.

М. Кто хочет проиллюстрировать сомнение и получить ясность? Прямое переживание – пратьякша – не требует примеров для разъяснения.

П. Есть пратьякша, и есть также забывчивость.

M. Что забыто и кем?

П. Послушайте. Некто дремлет; мир дрёмы исчезает при пробуждении.

М. Пробудитесь точно так же и от нынешнего сна.

П. Пракрити [природа] слишком сильна.

М. Узнайте также и Пурушу, Господа. Что после этого сможет сделать пракрити?

П. Между ними есть узел [грантхи].

М. Чей этот узел? Господа или природы? Или обоих?

П. Он обусловлен Брахманом.

М. Тогда Брахман и должен спрашивать или ЕГО нужно спросить. Для кого есть свапна? Или узел? Вы всегда говорите: "Я прошу". Кто есть то "Я"?

П. Я не ощущаю.

М. "Я" – вечно. Оно исчезло бы, если было бы чем-то особенным. Оно – Совершенство. Поэтому его нельзя найти, как некий объект.

П. Но я не совершенен.

М. Зачем привносить несовершенство? Почему вы не совершенны? Разве вы чувствуете несовершенство в своем глубоком сне? Почему бы вам не оставаться в нём даже сейчас? Привнесите глубокий сон в состояние бодрствования [джаграт сушупти], и все будет в порядке. Я ниса сарва бхутанам пасьято мунех (То, что есть ночь для невежественного, есть день для мудрого1).

П. Да, если он – муни [мудрец].

М. Кто такой муни? Разве он не человек?

П. Разве Вы не почувствуете шлепка, данного Вам? Разве не будет никакой разницы? И это есть джняна?

М. Человек под хлороформом или под воздействием спиртного не почувствует пощечины. Разве он джняни? Разве джняна несовместима с таким чувством?

П. Есть видящий, видимое и ви?дение. Они не характеризуют джняну.

М. В глубоком сне, в трансе, при потере сознания нет никаких различий, Назовёте ли вы это джняной? Что произошло в тех состояниях? Разве то, которое тогда было, отсутствует сейчас? То, которое ЕСТЬ, существует вечно.