Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

вопросы появляются.

М. Милость – постоянна, а ваши мнения изменчивы. В чём ещё может крыться ошибка?

П. Я должен быть пригоден к отдаче себя.

М. Таюманавар сказал: "Слава Тебе за предоставленную мне возможность обсудить многое и следовать Твоим словам столь далеко!"

7 января

318. Один индусский джентльмен спросил, как можно преодолеть страх смерти.

М. Прежде чем вы подумаете о смерти, выясните, были ли вы рождены. Только родившийся может умереть. Даже в глубоком сне вы почти мертвец. Какой страх смерти там?

П. А какие мы в глубоком сне?

М. Задайте этот вопрос во сне. Вы вспоминаете опыт глубокого сна, только когда проснулись. Вы вспоминаете то состояние, говоря: "Я спал счастливо".

П. Каков инструмент, с помощью которого мы переживаем то состояние?

М. Мы называем его майякарана как противоположность антахкаране, с которой мы знакомы по нашим другим состояниям. Одни и те же инструменты называются по-разному в разных состояниях, точно как анандатман глубокого сна в бодрствующем состоянии именуется виджнянатман(ом).

П. Дайте мне, пожалуйста, пример майякараны, переживающей ананду.

М. На основании чего вы можете говорить: "Я спал счастливо?" Потому что есть переживание, доказывающее ваше счастье. Не имея опыта крепкого сна, нельзя вспомнить об этом в бодрствующем состоянии.

П. Согласен. Но, пожалуйста, дайте мне пример.

М. Как можно это описать? Если вы погружаетесь в воду, чтобы поднять какой-нибудь предмет, то говорите о его возвращении только после выхода на поверхность воды. Вы ничего не говорите, пока погружены в воду.

П. В глубоком сне у меня нет страха смерти, тогда как сейчас я его чувствую.

М. Потому что двитиядвай бхаям бхавати – страх всегда исходит от кого-то второго. Чего вы боитесь?

П. По причине восприятия тела, чувств, мира, Ишвары, делания, наслаждения и прочего.

М. Зачем же вы смотрите на них, если они вызывают страх?

П. Потому что их нельзя избежать.

М. Но это вы – тот, кто видит их. Для кого существует этот страх? Это их страх?

П. Нет, страх мой.

М. Вы боитесь их, поскольку видите их. Не замечайте их, и страха не будет.

П. Что же тогда я должен делать в этом бодрствующем состоянии?

М. Будьте Атманом, Собой; тогда не останется второй вещи, чтобы вызвать страх.

П. Да. Сейчас я понял. Если я вижу своё Я, то тогда это зрелище отвращает не-Я и присутствует счастье. Тем не менее страх смерти есть.

М. Должен умереть только тот, кто рождён. Узнайте, рождены ли вы вообще, чтобы смерть могла угрожать вам.

319. Г-н Шридхар,