Шри Рамана Махарши

Беседы с Махарши

делали мы, остальные, мы делаем с намерением. Вы, кажется, вышли за пределы всего!

П. Я делал это не в первый раз. Вы сами вдохновляете меня и побуждаете делать такие вещи. Тем не менее Вы спрашиваете меня, почему я так делаю. Что это значит?

М. Понятно. Вы совершаете действия под моим контролем. Тогда их плоды также следует считать моими, а не вашими.

П. Они, несомненно, таковы. Я действую не по своей свободной воле, а вдохновлённый Вами. У меня нет своей собственной воли.

М. Довольно этой чепухи! То же в древности говорил и Дурьйодхана (в Махабхарате):

джинами дхармам нача ме правритти, джанамьядхармам нача ме нивритти. кенапи дэвана хриди стхитена

ятха нийуктосмитатха кароми.

Я знаю, что такое добродетель,

Но я не заинтересован в том, чтобы следовать ей.

Я знаю, что такое грех,

Но я не способен противиться ему.

Я принужден делать приказанное Богом,

Который пребывает в моем Сердце.

В чем разница между вами?

П. Разницы нет. Но у меня нет воли, и я действую без нее.

М. Вы вознеслись высоко над обычным поведением. Мы, остальные, действуем благодаря личной воле.

П. Как, сэр? Вы сказали в одной из Ваших работ, что действия могут быть самопроизвольными.

М. Довольно! Довольно! Вы и еще один посетитель ведёте себя, как трансцендентальные существа! Вы оба научились всему. Вам больше нечему учиться. Я бы не говорил всего этого, если бы вы не приходили сюда так часто. Делайте, как вам нравится. Но эти эксцентричные поступки новичков через некоторое время станут видны в их истинном свете.

П. Но я уже давно пребываю в этом состоянии.

М. Хватит!

184 [191]. Г-н С. С. Коган, ученик, проживающий в Ашраме, говорил о йогическом методе. Махарши отметил: Первая сутра Патанджали применима ко всем системам йоги. Их цель – прекращение умственной активности. Отличаются методы. Пока есть усилия для достижения той цели, это именуется йогой. Такое усилие и есть йога.

Прекращение умственной активности может достигаться разными способами.

1. Исследованием самого ума. Когда ум исследуется, его активность прекращается сама собой. Это – метод джняны. Чистый ум – это Атман.

2. Другой метод – поиск источника ума. Можно сказать, что источником является Бог, или Я, или сознание.

3. Концентрация на одной мысли заставляет все остальные мысли исчезнуть. В конце концов и эта мысль также исчезает.

4. Хатха-йога.

Все методы едины в той мере, в какой они все стремятся к одной и той же цели.

Во время контроля мыслей необходимо оставаться сознательным. Иначе наступит сон. То,