Атиша

Советы духовного друга

в воздух, но она не упала обратно. Дигнага посмотрел вверх и увидел, что его доску держит Манджущри. "Мой духовный сын, - обратился к Дигнаге Манджушри, - ты вот-вот совершишь прискорбную ошибку". Благодаря такой поддержке Дигнага укрепил свой пробужденный ум и сочинил труд "Прама-насамуккая", иначе говоря "Краткое руководство убедительного рассуждения".

Если такие великие люди как Сарипутра и Дигнага попадали в столь сложные ситуации, то мы должны ожидать на своем пути развития подобные препятствия. Неблагоприятные обстоятельства испытывают наше мужество, силу нашего ума и нашу верность Дхарме. Нет ничего особенного в том, чтобы практиковать Дхарму в благоприятной атмосфере и добром окружении. По-настоящему мы проходим испытание, когда нам удается сохранить свою практику в неблагоприятных условиях.

Избегай десяти вредных дел, всегда укрепляй свою веру.

Мы должны быть на страже своей нравственной дисциплины. Для того чтобы не позволить ей утратить цельность, мы должны укреплять единство своих поступков через свое тело, речь и ум. Десять дурных поступков это убийство, воровство, прелюбодеяние, клевета, злословие, цветастая речь, бессмысленные разглагольствования, алчность, злонамеренность и неверное мировосприятие в виде неверия в поле Будды и закон воздаяния за поступки.

Мы поддерживаем нравственную дисциплину в зависимости оттого, признаем ли мы существование своих прошлых и будущих жизней и непрерывность ума. Главный принцип буддизма гласит, что благодаря своим добрым поступкам человек обретет счастливое и полезное перерождение, и наоборот. Таким образом, можно сказать, что вся практика нравственности основана на понимании того, что будущее формируется из нынешних поступков. Практика Дхармы не выражается в нашем внешнем поведении (например, мы остаемся в комнате, чтобы попеть молитвы), а зависит оттого, тщательно ли мы соблюдаем закон причины и следствия и с полной ли осознанностью к нему относимся, даже когда не выполняем формальную медитацию.

Поэтому Атиша советует нам укреплять свою веру и уверенность в своем пути. С точки зрения буддизма вера возникает не из страха, но основана на разуме. Уверенность в учениях появляется тогда, когда мы на личном опыте убеждаемся в том, насколько они истинны. Говорят, что такая убежденность есть матерь ясного понимания.

Победи гнев и высокомерие, смири свой ум.

Среди душевных изъянов гнев и высокомерие хуже всех. Гнев серьезнее самой отвратительной привязанности, поскольку привязанность несмотря на свою вредность далеко не всегда влияет на других людей дурно. А между тем, гнев непосредственно и отрицательно воздействует не только на того, кто находится в его власти, но и на других людей. Наличие в человеке гнева и высокомерия значительно уменьшает силу пробужденного ума.

Люди с большим тщеславием воображают, будто они выше других людей, поэтому никогда не прислушиваются к Чужим советам. Таким образом, они никогда ничего не принимают извне. Такие люди считают себя знатоками жизни, значит они должны всегда отстаивать свою точку зрения. Летом на высокогорном плато трава пробивается позже, чем в других районах, вот точно так же гордый человек по-настоящему познает истину в последнюю очередь.

Человек, который преодолел в себе хотя бы гнев и гордость, который смиренен во всех своих поступках, везде будет счастливым, его повсюду будут принимать люди.

Поддерживай правильный образ жизни, живи в истине (дхарме).

Нам нельзя воровать, красть, добывать средства для жизни обманным путем. Даже просто вкушать пищу, которую другие люди приготовили дурными методами, значит испытывать трудности в приобретении понимания. Есть пять неправильных образов жизни: лесть; вынуждение кого-либо что дать тебе под тем предлогом, что прежде он уже делал это; приобретение чего-либо с оговоркой, что ты берешь вещь в качестве откупа за воображаемые оскорбления; подкуп; мошенничество. Жизнь за счет неправедно приобретенных средств это способ существования, которому нет оправдания. Если мы живем именно так, то вредим другим людям, поскольку пользуемся вещами, по праву принадлежащими им. Однако, отказываясь принять украденные вещи, мы должны говорить так, чтобы не обидеть чувства других людей. Даже если человек беден и находится в отчаянном положении, ему лучше побираться, нежели красть ради своего выживания, потому что следствием кражи бывает еще более глубокая бедность. Если вы вынуждены просить милостыню, то принимайте с благодарностью все, что вам дают.

Один из индийских махасиддх Луипа