Атиша

Советы духовного друга

средств на удовлетворение собственных потребностей, и так мы наживем себе лишь ненужные затруднения. Мы должны идти по срединному пути, не позволяя себе подпадать под влияние денег.

Если у нас есть драгоценный камень слушания и изучения Дхармы, значит мы обладаем знаниями о методах практики. Нам не нужен сундук, чтобы запирать в нем Дхарму. Нам не нужна лошадь, чтобы возить на ней Дхарму. Вообще-то, если бы мы в тюремных застенках обладали драгоценным камнем слушания, то совершенно расслабились бы и смогли плодотворно использовать свое положение узника для медитации. С другой стороны, накопление обыкновенных богатств в такой ситуации ничем не помогло бы нам.

Если у нас есть драгоценный камень внимательности, мы всегда будем думать о том, как наши поступки воздействуют на других людей, будем всякий раз принимать во внимание последствия своего поведения. Без заботы о других людях наши поступки не бывают справедливыми. Этот драгоценный камень предписывает нам также выслушивать критику в свой адрес.

Если у нас есть драгоценный камень стыдливости, иначе говоря личной цельности, тогда мы защитим себя от неправильного поведения из застенчивого опасения, что люди увидят нашу глупость. Вообще-то, мы не стали бы вести себя дурно в присутствии других людей из-за своей стыдливости, но в одиночестве мы, возможно, позволим себе скверные поступки. Однако если наша стыдливость простирается до Трех Высших драгоценных камней, от которых ничего нельзя скрыть, тогда мы непременно будем все время сдерживать себя от совершения некрасивых поступков. Так мы увеличиваем свою осознанность, избегаем совершения дурных поступков и чувствуем раскаяние в своих некрасивых поступках, совершенных в прошлом.

С помощью последней драгоценности, а именно разумной осознанности, мы можем различать поступки во благо человеку и во вред ему. Наши нынешние действия определяются силой всего предыдущего поведения. Если мы не сдерживаем свои отрицательные эмоции, то перестаем воспринимать мир ясно, а это непосредственная причина наших страданий. С помощью разумности мы можем осознавать свои поступки, и значит избегать совершения тех из них, которые приводят к i смущению и бедам.

С духовной точки зрения, мы хорошо развиваемся, если у нас есть друг в виде пробужденного ума и богатство в виде семи означенных драгоценных камней. Однажды Речунгпа попросил у своего мастера Миларепы разрешение поехать в Лхасу, в центральный Тибет. Сначала Миларепа ответил ему отказом, но в конце концов дал свое согласие на поездку Речунгпы. Когда ученик уехал, Миларепа вдруг загрустил. Когда его спросили о причине печали, он объяснил: "Уехал мой подобный луне ученик, а я, словно собака, остался здесь". Тогда Миларепу спросили, какими богатствами и спутниками он снабдил своего ученика, и он ответил: "Я отправил его с богатством из семи драгоценных камней и с другом - пробужденным умом. Теперь я не тревожусь о безопасности Речунгпы".

Семь драгоценных камней никогда не уменьшаются числом, ибо их ценность пребывает с нами всегда. Однако нам никогда нельзя рассказывать об этих камнях людям, которые невосприимчивы к духовным основам. Имеются в виду люди, которые настаивают на том, что счастье можно обрести лишь посредством материалистического подхода к жизни, и нелюди вроде духов и призраков, чья карма не позволяет им мудро применить такой ценный совет.

Следи за своей речью, когда находишься в скоплении людей. Следи за своим умом, когда живешь уединенно.

В обществе других людей мы должны быть внимательными, чтобы не навредить им неосторожными замечаниями. Один из мастеров школы Кадам сказал так: "Мы делаем личные суждения и бросаем обвинения, как будто все наши оценки верны. Я хочу, чтобы на моих губах висел замок, как и на губах всех остальных людей".

В уединении мы должны изучать свои мысли. Если мы не научились сосредоточиваться на одной точке, тогда наш ум подобен беспокойному ребенку, но даже еще прежде обретения вектора внимания мы должны всегда стараться вернуть свой ум в состояние уравновешенной концентрации. Широко известна притча о торговце, который во время медитации размышлял о своем деле, сочиняя наставления своим работникам. Однако всякий раз, когда он вставал с коврика для медитации, все решения вылетали из его головы, и он скоро снова принимался созерцать. Мы можем настолько пристраститься строить планы во время медитации, что станем получать ложное удовольствие во время нашей так называемой медитации. Мы должны избегать такой грубой рассеянности.

Учение, с