Атиша

Советы духовного друга

Медитируя, старайтесь сидеть в твердой позе со скрещенными ногами, в которой ступня одной ноги лежит на бедре или икре противоположной ноги, руки покоятся на коленях, позвоночник прямой, глаза приоткрыты и сосредоточены на кончике носа, челюсть расслаблена, язык мягко прижат к нёбу.

Прежде чем мы научимся глубоко погружаться в медитацию, мы не раз обнаружим, что в наш ум словно буря врывается множество ненужных мыслей. Ради успешного созерцания их нужно вымести из ума, для этой цели мы должны для начала практиковать простое осознание дыхания. Делая выдох, мы воображаем, будто из нашего сердца исходит легкий дымок и вытекает из ноздрей наружу. Делая вдох, мы воображаем, будто этот легкий дымок возвращается в наш нос неспешно и равномерно. Концентрируясь подобным образом на дыхании, мы тем самым избегаем четырех недостатков: а) шумного дыхания, при котором мы слышим каждый свой вдох и выдох, б) дыхания с усилием, в) столь длинного выдоха, что нам приходится делать поспешный и резкий вдох, г) слишком частого дыхания. Когда мы выполняем эту предварительную медитацию, наша осознанность должна следовать туда, куда веет ветер дыхания, словно наездник на лошади. Фокус нашего внимания не должен отвлекаться в ту или иную сторону.

Сосредоточив внимание на дыхании, мы добиваемся эффекта, сходного со способностью некоего наблюдателя следить в толчее базара за передвижением конкретного человека. Растерянность и суета постепенно отступают на второй план. И наступает пора человеку самому решать, когда успокоить ненужные мысли и самому определять, достиг он четкого сосредоточения или нет. Некоторым людям требуется всего лишь семь или двадцать один вдох, чтобы унять внутреннюю болтовню, тогда как другим людям для этой же цели требуется больше времени. Достигнув состояния умственного равновесия, мы получаем возможность приступить к более высоким объектам созерцания, поскольку теперь ум будет иметь больше способности твердо концентрироваться на них.

Драгоценная человеческая форма.

Мы должны понять, что мы в силах достичь чего угодно, если провели добродетельно свою жизнь в драгоценной человеческой форме. У нас есть такая способность потому, что люди обладают особым качеством - разумом, которого лишены остальные существа, и благодаря силе разума мы можем добиться всего, что захотим. И все же несмотря на то, что все люди рождаются, наделенные разумом, многие плохо пользуются им, а находятся и такие представители рода человеческого, которые даже пускают свой мыслительный процесс на дурные цели, то есть постоянно отвлекаются на мирские цели и транжирят свои способности. Если человеческая жизнь растрачивается на приземленные цели, тогда не имеет значение, насколько далеко простираются ваши планы, все равно всякая цель имеет свой предел. Однако, если человек применил свой разум на пути духовного развития, он может обрести полное освобождение от смущения, достигнуть абсолютно пробужденного состояния, которое далеко от всех препятствий и боли и наделено бесконечными добродетельными качествами.

Прежде всего, важно понять, что все люди обладают этой способностью - иначе говоря, потенциалом, вкупе с мощью ума. Если в вашей земле зарыто драгоценное сокровище, вы должны первым делом найти его, а уже потом потратить. Точно так же, мы должны понять, что у нас есть драгоценное сокровище, а именно осознающий разум. Только тогда мы сможем извлечь из наличия разума всю пользу. Человек, который обнаружил зарытый клад, может извлечь из него материальную выгоду, точно так же мы можем применить свою драгоценную человеческую форму, чтобы бесконечно облагодетельствовать себя в духовном отношении.

Все люди хотят быть счастливыми, и никто не хочет страдать, но использование жизни только для простого накопления материальных богатств ведет к еще более глубокому разочарованию. Если мы хотим устранить страдания, тогда не стоит медлить с вступлением на внутренний путь. Мы идем по нему в своей жизни тогда, когда соблюдаем заповеди. Для того чтобы следовать по этому пути сейчас и достичь столь желанного счастья, важно понимать, как нам посчастливилось обрести восемнадцать уникальных качеств нынешнего рождения в форме человека. Эти восемнадцать качеств содержат восемь свобод от рождения во вредных областях или пагубных ситуациях, когда у нас нет свободного времени для духовной практики, и десять даров благоприятных обстоятельств. Если нам не удастся принять Дхарму в сердце после того, как мы обретем весь свод своих способностей, нам будет очень трудно еще раз получить