Атиша

Советы духовного друга

13. Мы можем сильно навредить человеку, из нечуткости применяя обидные слова, которые задевают его самое чувствительное место. Мы должны отказаться от попыток вредить как людям, так и таким формам жизни, как духи, недоброжелательной речью или вредными мантрами.

Не взваливай на лошадь груз слона.

14. Другими словами, нам нельзя перевалить свою ответственность на других людей, которые не в силах нести ее. Нам не следует взваливать трудную задачу на того, кто не обладает острым умом и не понимает наши злые намерения. Такое действие лишь на время освободит нас от ответственности, и она в будущем вернется к нам в худшем варианте. Закон причины и следствия неизменен.

Не притворяйся усердным, чтобы обойти товарища.

15. Мы не должны уподобляться человеку, который выполняет работу вместе с товарищем, но в последнюю минуту начинает проявлять повышенное усердие, чтобы одному получить похвалу и награду. Это все равно, как если бы два солдата вместе рассеяли неприятеля, но один из них притворился бы единственным героем в битве, чтобы одному получить медали и чины.

Не будь обманщиком.

16. Нам никогда нельзя в начале соревнования деланно отставать, чтобы соперник подумал, что победит он, тогда как мы прекрасно знаем о том, что этот маневр в конечном итоге принесет победу нам.

Не своди бога на уровень дьявола.

17. Если по общему мнению мы воспитываем пробужденный ум, а тем временем наши душевные изъяны увеличиваются, значит мы сводим бога на уровень дьявола. Если мы практикуем правильно только внешне, тогда ничего толкового у нас не получится.

Никогда не унижай других людей для того, чтобы добиться счастья.

18. Причиняя горести другим людям единственно для того, чтобы удовлетворить свои желания обрести удовольствие и счастье, мы явно противоречим своей практике.

Все эти неправильные отношения способствуют лишь усилению нашего воззрения, основанного на заботливом отношении к самости. По сути, именно эти мысли мы пытаемся уничтожить. Поддержание такого воззрения абсолютно противоположно нашим духовным устремлениям.

7. Наставления о преображении мыслей.

1. Занимайся только йогой и другими практиками.

Нельзя тратить впустую ни одно из своих ежедневных занятий вроде поглощения еды, сна и ходьбы. Все это можно направить на одно действие, а именно на развитие пробужденного ума. Вообще-то, мы транжирим время на бессмысленные сплетни, которые часто становятся причиной увеличения душевных изъянов как в нас самих, так и в других людях. Когда мы воспитываем пробужденный ум, лучше всего посвятить свое время обсуждению способов благодеяния другим людям и избавления их от печалей. Поглощая еду, мы получаем возможность удовлетворить простую потребность в пище. Однако в этой практике мы должны учитывать, что мы едим для того, чтобы поддерживать силы в своем теле только ради достижения полного пробуждения, поскольку тогда мы окажемся в выгодном положении, полезном для блага других существ. Из-за невежества, привязанности и гордости мы часто выставляем напоказ свою одежду, которая демонстрирует людям наше ложное мировосприятие, основанное на отождествлении с эго. Мы должны быть не эгоцентричными, а простыми и открытыми, должны помнить о том, что одежда это только способ защитить нас. К тому же, мы часто не осознаем процесс дыхания. Однако когда оно сочетается с практикой отдачи и изъятия, наше дыхание становится способом преображения мыслей. Таким образом, мы можем мудро использовать каждый миг для внутреннего развития.

2. Сноси все нападки извне в одиночестве.

Мы должны включить все методы разрушения и исключения внешнего вмешательства, которые возникают во время нашей практики, в суть преображения мыслей. Нам часто придется терпеть злобные нападки со стороны других людей, животных и духов. В такое время нам нельзя реагировать враждебно. Вместо этого нам следует хранить в уме более высокое побуждение. У этих наделенных чувствами существ сходные с нами ощущения, поэтому нам нужно отвечать им только добротой и любовью. Когда возникают внутренние препятствия сильных изъянов, мы должны вспомнить, что раньше мы всегда предоставляли им полную свободу, что именно это обстоятельство удерживало нас в скучном круге существования. Нам нельзя продолжать повторять эти ошибки, но следует остановить их поток, применяя соответствующие противодействующие силы.

3. У тебя есть два долга: в начале и в конце.

Каждое утро мы, поднимаясь с постели, вместо планирования бессмысленных дел, которые впустую забирают у нас время,