Атиша

Советы духовного друга

побуждений развязывает войну на территориях, на которых живут другие народы, желая эксплуатировать их природные запасы для собственных эгоистических целей. Люди, подвергшиеся нападению в свою очередь будут защищаться от внешней агрессии, поскольку испугаются, что утратят свою территорию. Однако своими ответными действиями они только умножат конфликт и несчастье. Даже насекомые сражаются по этим же причинам, и мы совершаем многие эгоцентричные поступки, нападая и защищаясь.

В нашем нынешнем положении, когда люди рождаются в эру упадка, большинство из нас накопили сильные неблагоприятные отпечатки на своем потоке сознания, поэтому нам нужно оплатить многие кармические долги. Мы должны понять, что все наши недостатки и трудности в действительности содержатся в нас же самих. Главная причина их существования заключается в невежественном заботливом отношении к своему эго, из-за которого фокус нашего внимания сужается и устремляется лишь к одному человеку, а именно к нам самим. Если мы чувствуем себя отвратительно даже из-за слабой жажды или уличной жары, тогда в силу эгоцентричного мировосприятия мы тотчас же стремимся получить облегчение и устранить источник неудобства, то есть хотим выпить холодной воды. Из-за своего эгоцентричного отношения к миру, которое по сути своей враждебно нам, мы лишь изредка ненадолго задумываемся (причем питаем мысли, почти лишенные сочувствия) о бесчисленных существах, которым приходится труднее, чем нам.

Накопление кармических долгов, которые мы должны выплатить другим существам, можно ограничить либо активной медитацией, либо принятием плода таких долгов. Второй метод самый простой, и в этом тексте описана его техника.

Мы должны считать вредящего нам человека помощником, который приносит нам трудность и тем самым освобождает нас от более серьезных плодов наших прошлых дурных поступков. В таких ситуациях вредящие нам люди в действительности оказываются нашими благодетелями. Мы должны постоянно помнить оказанную ими доброту и считать их своими духовными учителями, ведь возложенное на нас бремя на самом деле представляет собой результаты наших же действий. Предположим, что у нас есть денежный долг, и наш кредитор заявил нам о том, что для отмены долга нам нужно всего лишь получить от него пощечину, тогда мы сочли бы такого человека весьма любезным, ведь мы еще легко отделались. Точно так же, причиненный другими людьми вред помогает нам устранять кармические долги, которые могут созреть в более страшные для нас плоды.

Итак, истинный объект, который мы должны считать своим злейшим врагом, заслуживающий того, чтобы на него возложили всю вину за переживаемые нами несчастья, представляет собой заботливое отношение к самости, которое мы вынашиваем в себе. Мы должны также всегда помнить доброту других людей, какой бы ни был у них характер. И пусть нам кажется, что люди вредят или помогают нам, все они всегда способствуют устранению накопленных нами кармических долгов. Никогда не думайте, что мы просто "притягиваем за уши" объяснения, пытаясь сгладить нелицеприятную картину мира, потому что в действительности все так и есть.

Созерцай великую доброту всех людей.

Если мы обучим свои умы осознавать великую доброту всех наделенных чувствами существ, тогда несмотря на все физические неудобства мы всегда будем радостными и счастливыми, умом и духом. Рассмотрим для примера случай с двумя людьми. У одного человека мысли преображены, тогда как у другого человека воззрения остались мирскими. Если они оба заболеют одним тяжелым недугом, тогда человек с воспитанным умом сможет сохранять радость и даже найдет душевную силу преодолеть физические страдания, а другой человек, который не устранил эгоцентрику в своих воззрениях, будет страдать физически и душевно. Таким образом, его физическая боль еще больше усилится, и он вообще не обретет душевный покой.

Итак, если мы преобразим свои мысли пониманием главной причины страдания, как и доброты всех других существ, то принесем себе великое благо, поскольку постоянные трудности, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, никогда не будут вызывать страдание. Путешественник пускается в долгое странствие с достаточным запасом еды и прочими вещами, чтобы избежать непредвиденных препятствий, вот точно так же мы должны, изменяя свой подход, готовиться ко всему, что жизнь предъявляет нам. Таким образом, мы сможем справиться с любым возникшим затруднением, и всякое страдание, которое мы можем ощутить, не доставит нам сильной боли и не ввергнет нас в удрученное состояние